Правовой статус судей
§ 1. Общие положения
Судьи - носители судебной власти. На них возложена Конституцией Российской Федерацией функция осуществления правосудия. Правосудие, как подчеркивает Конституция (ч. I ст. 118), осуществляется только судом. Судебная власть реализуется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ч. 2 ст 118). Суды осуществляют правосудие в составах: а) судьи и представителей народа (народных, присяжных или арбитражных заседателей); б) нескольких профессиональных судей (в первой и второй инстанциях - трех, в надзорной - не менее трех); в) судьей единолично. При любом варианте состава судов важнейшая роль в рассмотрении и разрешении дел принадлежит профессиональным судьям, причем во всех звеньях судебной системы.
Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» исходит из важности каждого звена судебной системы, когда подчеркивает, что судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей (ч. 1 ст. 1) Это важнейшее положение основополагающего закона о судах усиливается провозглашением принципа единства правового статуса всех судей независимо от того, в составе какого суда они осуществляют свои полномочия и какое звено судебной системы они представляют (ст. 12 Закона о судебной системе, ст. 2 Закона о статусе судей, ст. 5 Закона о военных судах, ст. 2 Закона о мировых судьях). Законом о судебной системе установлено, что все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией.
Приведенные положения Закона о судебной системе свидетельствуют о том, что установление единого правового статуса судей Российской Федерации, однако, не исключает, а, напротив, предполагает возможность некоторых различий в правовом положении судей разных судов (например, судей военных и арбитражных судов). Вот почему в Законе о статусе судей оговорено, что особенности правового положения некоторых категорий судей, включая судей военных судов, определяются федеральными законами, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, также законами субъектов Федерации.
В отношении же особенностей правового положения судей Конституционного Суда Российской Федерации ст. 2 Закона о статусе судей отсылает к федеральному конституционному закону, специально посвященному этому суду. Таким образом, можно сделать вывод, что наличие единого статуса судей различных видов и звеньев судов судебной системы России отнюдь не означает полного совпадения в правовом положении всех судей, отсутствия различий по всем параметрам, образующим в совокупности правовое положение конкретного судьи конкретного суда. Поэтому представляются вполне оправданными положения ст. 12 Закона о судебной системе, которыми установлено, что особенности правового положения отдельных категорий судей определяются федеральными законами, а в случаях, ими предусмотренных, - также и законами субъектов Российской Федерации. Но правовое положение судьи - это не только совокупность его общих (установленных судоустройственными законами) и специальных (предусмотренных процессуальными законами) прав и обязанностей Компонентами, из которых складывается комплексное представление о правовом положении судьи, являются нормативные требования, которым он должен отвечать, а также процедуры отбора кандидатов в судьи того или иного суда, порядок введения кандидата в судейскую должность (выборы или назначение) и наделения его соответствующими полномочиями.
§ 2. Предпосылки, условия и порядок отбора кандидатов на должности судей
Важнейшей предпосылкой отбора лица в число кандидатов на замещение судейских должностей является прежде всего соответствие кандидата в судьи требованиям ст. 119 Конституции Российской Федерации. Конституция, в частности, устанавливает, что судьями могут быть избраны граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Эти требования являются не только минимальными, но и в определенной мере общими. Поэтому в указанной статье Конституции четко оговорено, что федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации. В развитие нормативных положений ст. 119 Конституции необходимые дополнения даны в Законе о статусе судей и в Законе о Конституционном Суде.
Минимальные и общие требования к кандидатам в судьи являются достаточными для низового звена федеральной судебной системы (включая не только общие суды, но и арбитражные, а также военные суды), а также мировых судей (ст. 5 Закона о мировых судьях). Но эти требования недостаточны или не вполне достаточны для кандидатов в судьи вышестоящих судов. Судьи этих, как и низовых, судов должны быть гражданами России, иметь высшее юридическое образование. В этой части к судьям различных звеньев общей юрисдикции (включая военные), арбитражных судов и мировых судей предъявляются одинаковые требования.
В то же время некоторые другие требования к кандидатам в судьи различных звеньев - неодинаковые. Стаж работы по юридической профессии для кандидатов в судьи вышестоящих судов (включая арбитражные и военные суды) должен составлять не менее 10 лет, а для кандидатов в судьи Конституционного Суда РФ - не менее 15 лет.
Отличаются от минимальных общих требований установленные федеральными законами стандарты в части возраста для кандидатов в судьи вышестоящих судов: для судов среднего звена (включая арбитражные и военные суды) он должен быть не менее 30 лет, для Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ - 35 лет, а судьи Конституционного Суда РФ ко дню назначения должны иметь возраст не менее 40 лет.
Приведенные положения Законов о статусе судей и о Конституционном Суде не противоречат ст. 119 Конституции РФ, так как последняя, как уже подчеркивалось, объявив минимальные стандарты, предусмотрела возможность установления федеральными законами дополнительных требований к судьям судов Российской Федерации. Тем самым Констит>цня допустила возможность повышения федеральными законами требований к кандидатам на должность судьи Российской Федерации, но поставила жесткий барьер в виде минимальных требований к судьям, который не может снизить ни один федеральный закон. Иначе говоря, Закон о статусе судей и Закон о Конституционном Суде лишь развивают положения ст. 119 Конституции в установленных ею границах, а не конкурируют с ней.
Требования в части высшего юридического образования и наличия определенного стажа работы по юридической профессии, предъявляемые к кандидатам в судьи, являются существенными предпосылками комплектования судов лицами, обладающими необходимыми знаниями в сфере предстоящей деятельности и умением их применять на практике. Не ограничиваясь требованиями, предъявляемыми к судьям высших судов, Закон о Конституционном Суде констатирует, что судьей этого суда может быть лицо, отвечающее вышеуказанным требованиям и обладающее «...признанной высокой квалификацией в области права» (ст. 8). Эти повышенные квалификационные требования обусловлены особыми, только Конституционному Суду присущими, функциями по обеспечению конституционного контроля, выполнение которых требует обладания более высоким и разносторонним уровнем знаний по сравнению с тем, что дает юридический вуз. Положения ст. 119 Конституции РФ не препятствуют предъявлению указанных требований.
Специальные условия назначения судей военных судов содержатся в законодательстве. В ст. 2 Федерального закона «О некоторых вопросах организации и деятельности военных судов и органов военной юстиции»1 указано, что: 1) военнослужащие военных судов проходят военную службу; 2) на них распространяются воинские уставы и положения с учетом особенностей, установленных Законом о статусе судей, другими нормативными актами и указанным Федеральным законом. Эти положения получили дальнейшее развитие и конкретизацию в Законе о военных судах (ст. 26)2.
Выделение в разных статьях Закона о статусе судей требований, предъявляемых к судьям (ст. 3) и к кандидатам на должность судьи (ст. 4), не означает, что требования, адресованные первым (ст. 3), не относятся ко вторым. В частности, к кандидату на должность судьи относятся положения ч. 2 ст. 3 Закона о статусе судей. В соответствии с ними судья при исполнении своих полномочий, а также во внесудебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалять авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызывать сомнения в его объективности, справедливости и беспристрастности. В рассматриваемых случаях несоответствие кандидата в судьи требованиям нравственного характера, предъявляемым к судьям, приобретает роль юридически значимых факторов негативного характера.
Нравственное начало присутствует и в содержащемся в Законе о статусе судей (ст. 4) требовании, обращенном к кандидату на должность судьи, когда указывается, что им может быть лицо, не совершившее порочащих его поступков. Этическое начало есть и в ст. 8 Закона о Конституционном Суде, требующей от кандидата на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации наличия безупречной репутации.
Что же касается положений ч. 3 ст. 3 Закона о статусе судей, то они прежде всего имеют отношение к судье, который не может быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям. Не может судья совмещать свою деятельность с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности. Однако поскольку указанная деятельность несовместима с выполнением судейских полномочий, кандидат на должность судьи должен быть об этом предупрежден. Он может быть рекомендован на должность судьи, если дает обязательство в случае его назначения снять с себя все перечисленные обязанности и полномочия. Это может быть квалифицировано как условие для вынесения заключения о рекомендации лица на должность судьи.
При условии соответствия указанным в законах требованиям лицо может быть назначено судьей, если им сдан квалификационный экзамен и получена рекомендация от квалификационной коллегии судей (ч. 1 ст. 4 Закона о статусе судей).
Своеобразно сформулированы требования, предъявляемые к судье Конституционного Суда РФ, причем не только дополнительные, но даже и те,
1 СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3305.
2 См. об этом и других особенностях статуса судей военных судов в § 4 гл. 6.
которые известны Закону о статусе судей. Действующий закон о Конституционном Суде, в частности, не ограничивается общими положениями о запрете совместительства, данными в ч. 3 ст. 3 Закона о статусе судей, а существенно их развивает. Закон категорически запрещает судье Конституционного Суда занимать либо сохранять за собой другие государственные или общественные должности, иметь частную практику, заниматься предпринимательской, иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности. Однако и разрешенная деятельность допустима постольку, поскольку занятие ею не препятствует выполнению обязанностей судьи. Отвлечение от основной деятельности для этих занятий не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании, если на то не дано согласие Конституционного Суда РФ.
Согласно Закону о Конституционном Суде (ст. 11) судьи этого суда н е вправе осуществлять защиту или представительство, кроме законного представительства, в суде, арбитражном суде или иных органах, оказывать кому бы то ни было покровительство в получении прав и освобождении от обязанностей.
Категоричнее, чем в Законе о статусе судей, установлены для судьи Конституционного Суда ограничительные меры по поводу участия в политических и общественных мероприятиях. Он, как и судья любого другого суда, не может принадлежать к политическим партиям и движениям. Но это не все. Согласно закону он не имеет права их материально поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду или агитацию, участвовать в компаниях по выборам в органы государственной власти и органы местного самоуправления, присутствовать на съездах и конференциях политических партий и движений, заниматься иной политической деятельностью. Он не может также входить в руководящий состав каких-либо общественных объединений, даже если они не преследуют политических целей. Выступая в средствах массовой информации и перед аудиторией, судья Конституционного Суда не вправе до принятия решения Конституционным Судом высказывать свое мнение о вопросе, который изучается, принят к рассмотрению или может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде.
Внеся изменения и дополнения в Закон о статусе судей, законодатель расширил круг требований, предъявляемых к претенденту на должность судьи. Отныне для подтверждения у претендента на должность судьи заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, проводится его предварительное медицинское освидетельствование. Перечень заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, утверждается решением Совета судей Российской Федерации на основании представления федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения (ст. 4.1 Закона о статусе судей в ред. Федерального закона от 28 ноября 2001 г. (15 декабря 2001 г.)№ 169-ФЗ)1.
§ 3. Механизм наделения судебными полномочиями
Наличие в законе четких требований, предъявляемых к кандидатам на должность судей, - существенная предпосылка к оптимальному формированию судейского состава. Но от провозглашения указанных положений в законе до реального вступления судьи в должность необходима организация фактического проведения ряда последовательных мер, включающих: отбор и выдвижение кандидатов на должности судей; сдачу ими в установленном законом порядке квалификационного экзамена на должность судьи; рассмотрение квалификационной коллегией судей заявления о даче рекомендации для занятия должности судьи; вынесение заключения квалификационной коллегией о даче рекомендации (или об отказе в этом) и т. д.
Порядок наделения полномочиями Председателя Конституционного Суда РФ, его заместителей, других судей Конституционного Суда РФ согласно ст. 13 Закона о судебной системе устанавливается Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации».
Судьи Конституционного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента России (п. «е» ст. 83, п. «ж» ст. 102 Конституции РФ). Предложения о кандидатах на должность судей Конституционного Суда вправе вносить Президенту члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, а также законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, высшие судебные органы и федеральные юридические ведомства, всероссийские юридические сообщества, юридические научные и учебные заведения (ч. 1 ст. 9 Закона о Конституционном Суде).
Председатель, заместитель Председателя и судья-секретарь Конституционного Суда РФ избираются в пленарном заседании этого суда тайным голосованием судей сроком на три года (ст. 23 Закона о Конституционном Суде РФ).
В соответствии со ст. б1 Закона о статусе судей (в ред. Закона № 169-ФЗ) Председатель Верховного Суда Российской Федерации, Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на 6 лет по представлению Президента Российской Федерации, основанному на положительном заключении Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.
Судьи указанных выше судов назначаются на должность также Советом Федерации по представлению Президента РФ, которое вносится с учетом мнения соответственных председателей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ (ст. 6 Закона о статусе судей).
В соответствии со ст. 13 Закона о судебной системе Законом о статусе судей (ст. б1) четко регламентирован порядок назначения других судей федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов.
Судьи федеральных арбитражных судов округов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ.
Судьи других федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом РФ по представлению соответственно Председателя Верховного Суда РФ и Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ с учетом мнения законодательного (представительного) органа соответствующего субъекта Российской Федерации.
Заместители председателей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются на должность Советом Федерации на шесть лет по представлению Президента РФ, основанному на представлениях вышеуказанных председателей судов, при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ.
Председатели, заместители председателей верховных судов республик, краевых, областных и равных им судов, а также военных судов назначаются на должность Президентом РФ сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда РФ при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.
Председатели, заместители председателей федеральных арбитражных судов округов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации назначаются на должность Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.
Председатели, заместители председателей районных судов назначаются на должность Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда РФ при наличии положительного заключения соответствующих квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации.
Назначение кандидатов на должности судей производится, как было отмечено, только при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей. Заключение на каждого из рекомендованных кандидатов квалификационная коллегия судей представляет председателю соответствующего суда, в случае несогласия которого с заключением оно возвращается для повторного рассмотрения в ту же квалификационную коллегию судей. При повторном положительном заключении квалификационной коллегии судей двумя третями голосов членов коллегии председатель суда обязан внести представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.
Судьи судов общей юрисдикции и арбитражных судов, впервые избранные на должность, приносят в торжественной обстановке присягу на собраниях судей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, судьи других судов - на съездах (конференциях) либо собраниях судей (ст. 8 Закона о статусе судей).
Иначе осуществляется присяга судьи Конституционного Суда Российской Федерации. Согласно ст. 10 Закона о Конституционном Суде судью этого суда приводит к присяге Председатель Совета Федерации.
Кроме судов федеральных в Законе о судебной системе предусмотрено действие в стране судов субъектов Российской Федерации, к которым отнесены: конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи (ч. 4 ст. 4). В Законе указано, что мировые судьи, а также судьи, председатели и заместители председателей конституционных (уставных) судов наделяются полномочиями в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 13 Закона о судебной системе).
§ 4. Права судей по осуществлению судебной власти и их обеспечение
Главное в деятельности судьи - осуществление правосудия. Реализация этой функции- исключительное достояние судов (ч. 1 ст. 118 Конституции РФ), в которых ведущая роль принадлежит судье. Вот почему в присяге, которую приносит впервые избранный на эту должность судья, заложены слова: «Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велит мне долг судьи и моя совесть».
Но главное в судебной деятельности не исчерпывает всей деятельности по осуществлению судебной власти. Сказанному не противоречит ч. 2 ст. 118 Конституции РФ, согласно которой судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. В этом положении не раскрываются составные элементы судебной власти, ее содержание, а лишь устанавливается форма ее реализации - процессуальная.
Сообразно высказанным соображениям главное, что определяет правовое положение судьи при осуществлении правосудия, - это его процессуальные права и обязанности, установленные Законом о Конституционном Суде, Уголовно-процессуальным, Гражданским процессуальным, Арбитражным процессуальным кодексами и административным законодательством России. При этом объем процессуальных прав судьи в определенной степени зависит от того, в какой инстанции он осуществляет свои полномочия (в суде первой, второй или надзорной инстанции), в каком составе (единолично, в составе трех профессиональных судей, при наличии в составе суда представителей народа - народных, арбитражных или присяжных заседателей, является ли он председательствующим в составе суда или его членом). Однако при всех условиях все судьи: а) осуществляют правосудие на профессиональной основе; б) независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону; в) в своей деятельности по осуществлению правосудия никому не подчинены; г) пользуются неприкосновенностью (ст. 120, 122 Конституции РФ, ст. 5, 16 Закона о судебной системе, ст. 5 Закона о военных судах, ст. 16 Закона о статусе судей, ст. 2 Закона о мировых судьях).
Считая независимость судей важнейшим фактором судебной деятельности и гарантией осуществления правосудия, законодатель это принципиальное положение провозгласил на высшем нормативном уровне - в Конституции Российской Федерации (ст. 120).
В развитие этого конституционного положения в ст. 5 (ч. 2) Закона о судебной системе указано: «Судьи, присяжные, народные и арбитражные заседатели, участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. Гарантии их независимости устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным законом». Провозглашение важнейшего принципа правосудия в Конституции страны и в федеральном конституционном законе само по себе является существенным фактором. Но законодатель этим не ограничился, а принял меры к правовому обеспечению его реального действия, установив запрет на издание в России законов и иных нормативных актов, отменяющих или умаляющих самостоятельность судов, независимость судей (ч. 4 ст. 5 Закона о судебной системе).
Законом о судебной системе, кроме того, установлено, что подлежат ответственности, предусмотренной федеральным законом, лица, виновные:
а) в оказании незаконного воздействия на судей, присяжных, народных и арбитражных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия;
б) в ином вмешательстве в деятельность суда.
Названный Закон предписал: присвоение властных полномочий суда наказывается в соответствии с уголовным законом (ч. 5 ст. 5 Закона о судебной системе).
Согласно Закону о статусе судей (ст. 9) независимость судьи обеспечивается:
а) предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия;
б) запретом под угрозой ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;
в) установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи;
г) правом судьи на отставку;
д) неприкосновенностью судьи;
е) предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу;
ж) особой защитой государства;
з) системой органов судейского сообщества.
1. Независимость судей означает прежде всего создание такого порядка судопроизводства, который бы оградил судей от вмешательства. С этой целью установлено правило, исключающее возможность при вынесении решений присутствовать кому бы то ни было, кроме судей, в совещательной комнате, запрещающее телефонные переговоры с судьями при их совещании, не допускающее разглашения судьями (и соответственно присяжными, народными или арбитражными заседателями) сведений о ходе совещания.
В связи с этим в отечественной литературе обычно принято ссылаться на установление особого правила- обеспечения тайны совещания судей (ст. 298, 341 УПК; ст. 193 ГПК; ст. 167 АПК). Но нередко при этом подчеркивается лишь один аспект, хотя и важнейший, - ограждение судей от влияния извне, со стороны. Но не менее важно обеспечить независимость каждого судьи (и соответственно заседателя) внутри судейской коллегии. И здесь следует обратить внимание не только на установление запрета разглашать сведения о ходе совещания судей, о позиции каждого из них. Не менее важно обратить внимание на порядок совещания судей (ст. 301 УПК), который в совокупности с тайной совещания гарантирует независимость судей друг от друга (в том числе народных или арбитражных заседателей - от председательствующего, а присяжных - от их старшины). Суть этого порядка сводится к следующему:
а) наличие запрета судьям (а также соответствующим заседателям) воздерживаться от голосования;
б) установление правила, предписывающего председательствующему (а при совещании присяжных заседателей - их старшине) подавать свой голос последним.
Эти правила относятся к каждому вопросу, поставленному на обсуждение в совещательной комнате. Тем самым обеспечивается свобода высказывания каждым из судей (и заседателей) своего мнения.
На обеспечение независимости судей нацелено и положение ч. 2 ст. 10 Закона о статусе судей, в соответствии с которым судья никому не обязан давать какие-либо объяснения по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления, за исключением случаев, предусмотренных процессуальным законом. Например, правом ознакомления с материалами рассмотренного уголовного дела наделены прокурор, осужденный, оправданный, их защитники и законные представители, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители.
2. Судьи, члены их семей и их имущество находятся под особой зашитой государства (ч. 2 ст. 9 Закона о статусе судей). В развитие этого положения принят специальный Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»1. В свою очередь, министр внутренних дел Российской федерации принял приказ, специально посвященный мерам по реализации указанного Федерального закона, утвердил инструкцию о порядке обеспечения государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов до создания специальных подразделений в органах внутренних дел по обеспечению безопасности защищаемых лиц.
Основанием для принятия мер безопасности является наличие достаточных данных, свидетельствующих о реальности угрозы безопасности защищаемого лица.
3. Существенной гарантией обеспечения независимости судей является установление в Законе о статусе судей (ст. 13, 14) особых правил приостановления и прекращения их полномочий.
Полномочия судьи приостанавливаются решением квалификационной коллегии судей при наличии одного из следующих оснований:
1) признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;
2) возбуждение уголовного дела против судьи либо привлечение его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу;
3) участие судьи в предвыборной компании в качестве кандидата в состав органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации;
4) избрание судьи в состав органа законодательной (представительной) власти Российской Федерации или органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации.
При этом важно иметь в виду, что приостановление полномочий судьи (за исключением случая, когда в отношении него избрана мера пресечения в виде заключения под стражу) не влечет прекращения выплаты заработной платы. Решение о возобновлении полномочий судьи принимает квалификационная коллегия судей, приостанавливающая его полномочия.
Надо, однако, оговорить, что в отношении судей Конституционного Суда существуют особенности приостановления их деятельности. Во-первых, это касается оснований приостановления, предусмотренных Законом о Конституционном Суде. Полномочия судьи согласно указанному Закону Могут быть приостановлены в случаях, если:
1) было дано согласие Конституционного Суда на арест судьи или привлечение его к уголовной ответственности;
2) судья по состоянию здоровья временно не способен выполнять свои обязанности.
Во-вторых, существует специфика порядка приостановления судейских полномочий. Согласно Закону приостановление полномочий судьи Конституционного Суда осуществляется по решению Конституционного Суда, принимаемому не позднее месяца со дня выявления оснований к их приостановлению. Восстановление полномочий судьи по первому из указанных оснований осуществляется решением Конституционного Суда.
Прекращение полномочий судьи, заключающееся в лишении его права исполнять должностные полномочия, происходит при наличии указанных в Законе оснований. К ним отнесены:
1) письменное заявление судьи об отставке1;
2) неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи2;
3) письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам;
4) истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком ;
5) увольнение судьи военного суда с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе4;
6) прекращение гражданства Российской Федерации;
7) занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи5;
8) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера;
1 В отношении судей Конституционного Суда оговорено, что такое заявление может быть подано до достижения предельного возраста пребывания в должности, т. е до 70 лет (см ч. 1 ст. 12, п. 2 ч. 1 ст. 18 Закона о Конституционном Суде).
2 Квалификационная коллегия судей может прекратить полномочия судьи по этим основаниям, однако она не вправе принять такое решение, если судья вернулся к исполнению обязанностей.
Судьи федеральных судов впервые назначаются сроком на 3 года (ч. 2 ст. 11 Закона о статусе судей); судьи Конституционного Суда назначаются сроком на 12 лет (ч. 1 ст. 12 Закона о Конституционном Суде); мировые судьи - не более чем на 5 лет (ч. 3 ст. 11 Закона о статусе судей).
Судьям военных судов, достигшим предельного возраста, установленного для пребывания в соответствующем воинском звании, срок службы может быть продлен до 10 лет, но не свыше достижения ими возраста 65 лет (ст. 26 Закона о военных судах).
5 Применительно к судьям Конституционного Суда это основание сформулировано иначе: «...продолжение судьей, несмотря на предупреждение Конституционною Суда Российской Федерации, занятий или совершения действий, не совместимых с его должностью» (п. 7 ч. 1 ст. 18 Закона о Конституционном Суде).
9) вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо признании его недееспособным;
10) смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;
11) отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда;
12) достижение предельного возраста пребывания в должности судьи.
В развитие оснований, установленных Законом о статусе судей, в отношении судьи Конституционного Суда Закон содержит дополнительные основания:
- нарушение порядка назначения на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации, установленного Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом о Конституционном Суде;
- неучастие судьи в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации или уклонение его от голосования свыше двух раз подряд без уважительных причин;
- признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу (пп. 1, 8, 10 ч. 1 ст. 18 Закона о Конституционном Суде).
Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда РФ осуществляется по решению этого суда, которое направляется Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и является официальным уведомлением об открытии вакансии. Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда РФ ввиду нарушения порядка его назначения производится Советом Федерации по представлению Конституционного Суда РФ. Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда РФ ввиду совершения судьей проступка, порочащего честь и достоинство судьи, производится Советом Федерации по представлению Конституционного Суда РФ, принятому большинством не менее двух третей из общего числа судей.
Полномочия судей общих и арбитражных судов прекращаются решением соответствующей квалификационной коллегии судей, которое может быть обжаловано в том же порядке, как и в случае приостановления полномочий (ч. 2 ст. 13, ч. 2 ст. 14 Закона о статусе судей).
Если порядок назначения судей занимает важное место среди средств обеспечения независимости судей, то процедура, основания и механизм прекращения полномочий судей представляют собой совокупность условий, имеющих решающее значение для ее существования.
4. Средством обеспечения независимости и самостоятельности судьи является учреждение в действующем законодательстве института отставки судьи. По смыслу Закона о статусе судей, как это сформулировано в ст. 15, отставкой судьи признается почетный уход или почетное удаление судьи с должности. В соответствии с Законом о статусе судей судья считается ушедшим или удаленным в отставку, если его полномочия прекращены по основаниям, указанным в подп. 1, 2, 4, 5, 9, 11 и 12 п. 1 ст. 14 Закона о статусе судей. Основания отставки, указанные в Законе о Конституционном Суде, в основном совпадают с теми, что даны в Законе о статусе судей (подп. 1, 2, 4, 9, 12).
По характеру основания отставки судьи можно разграничить на следующие: а) по собственной инициативе или вынужденно; б) ввиду истечения срока полномочий или достижения определенного возраста; в) по состоянию здоровья.
Ушедшему или удаленному в отставку судье выплачивается выходное пособие из расчета месячной заработной платы по последней должности за каждый год работы судьи, но не менее шестикратного размера месячной заработной платы по оставляемой должности.
Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи не менее 20 лет (судье Конституционного Суда- не менее 15 лет), выплачивается по его выбору пенсия на общих основаниях или не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание в размере 80 % заработной платы работающего в соответствующей должности судьи. При этом в стаж работы судьи Конституционного Суда, дающий право на получение ежемесячного пожизненного содержания, засчитывается время предшествующей работы по юридической профессии.
Находящемуся в отставке судье (при стаже работы в этой должности не менее 20 лет) за каждый год работы ежемесячное содержание увеличивается из расчета за каждый год стажа свыше двадцати лет- один процент содержания, но всего не более 85 % заработной платы занимающего соответствующую должность судьи.
Пребывающему в отставке судье Закон о статусе судей сохраняет ряд льгот материального порядка (ст. 19).
Знаменательно, что отставка не рассматривается законом в качестве безусловной, раз и навсегда данной категории. Судья считается пребывающим в отставке до тех пор, пока соблюдает требования, предусмотренные п. 3 ст. 3 Закона о статусе судей, т. е. не является депутатом, не принадлежит к политическим партиям и движениям, не осуществляет предпринимательскую деятельность, а также не выполняет оплачиваемой работы, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности. Кроме того, сохранение статуса судьи в отставке обусловлено сохранением гражданства Российской Федерации и недопущением поступков, его порочащих и тем самым умаляющих авторитет судебной власти. Отставка судьи прекращается также в случае повторного избрания его на должность судьи.
Прекращение отставки судьи может иметь место по решению квалификационной коллегии судей по месту прежней работы или постоянного жительства пребывающего в отставке судьи. Такое решение квалификационная коллегия судей выносит при наличии данных, указывающих на то, что судья в отставке не отвечает требованиям, предъявляемым Законом о статусе судей. Лицо, отставка которого таким образом прекращена, вправе обжаловать это решение в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 14 Закона о статусе судей, т. е. в том же порядке, в каком обжалуется решение квалификационной коллегии судей, прекратившей полномочия судьи.
5. Одним из важнейших факторов, обеспечивающих независимость и самостоятельность судьи1, его способность осуществлять правосудие беспристрастно и справедливо, является его неприкосновенность. В ст. 16 Закона о судебной системе на этот счет твердо указано: «Судья неприкосновенен. Гарантии неприкосновенности судьи устанавливаются федеральным законом». Аналогичное положение содержится в Законе о статусе судей, в котором также нашли отражение гарантии неприкосновенности судьи.
Проблему неприкосновенности Закон о статусе судей не сводит к личности судьи. В этом Законе указано, что неприкосновенность судьи включает в себя также неприкосновенность занимаемых ими жилых и служебных помещений, используемых им личных и служебных транспортных средств, принадлежащих ему документов, багажа и иного имущества, тайну переписки и иной корреспонденции. Она (неприкосновенность судьи) состоит прежде всего в том, что он не может быть привлечен к какой-либо ответственности (уголовной, административной, дисциплинарной) за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена его виновность в преступном злоупотреблении.
Кроме того, неприкосновенность обеспечивается установлением особого порядка привлечения судьи к ответственности (уголовной, административной, дисциплинарной) за совершенные правонарушения и проступки.
С учетом этих соображений законом установлен ряд особенностей решения уголовно-правовых и уголовно-процессуальных вопросов, так или иначе связанных с обеспечением обоснованности привлечения судьи к ответственности.
Во-первых, установлен особый порядок решения вопроса о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу. Такое решение может принять только Генеральный прокурор РФ при условии, что предварительное заключение о наличии признаков преступления в действиях судьи дала судебная коллегия в составе трех судей соответствующего суда и имеется согласие соответствующей квалификационной коллегии судей, а в отношении судей Конституционного Суда - с согласия этого суда (ч. 3 ст. 16 Закона о статусе судей2).
О независимости судей см. § 4 гл. 5 учебника. СЗРФ. 2001. №51. Ст. 4834.
Во-вторых, установлен особый порядок избрания в отношении судьи меры пресечения в виде заключения под стражу, который состоит в том, что решение об этом может принять лишь судебная коллегия в составе трех судей Верховного Суда РФ или областного и ему соответствующего суда общей юрисдикции (в зависимости от принадлежности судьи к тому или иному суду). При этом такое решение может быть принято по ходатайству Генерального прокурора Российской Федерации (ч. 6 ст. 16 Закона о статусе судей).
В-третьих, установлен запрет на применение в отношении судьи такой меры процессуального принуждения как задержание. Даже если при задержании судьи его личность не могла быть известна в момент задержания, с установлением соответствующих данных он подлежит немедленному освобождению. При этом личный досмотр судьи не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом в целях обеспечения безопасности других людей (ст. 5 Закона о статусе судей).
В-четвертых, в действующем Законе о статусе судей установлены дополнительные гарантии защиты судей от необоснованного осуществления в отношении них оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, связанных с ограничением его гражданских прав либо с нарушением его неприкосновенности. Эти действия (если в отношении судьи не возбуждено уголовное деЛо и он не привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу) допускаются не иначе как на основании решения, принимаемого судебной коллегией в составе трех судей соответствующего суда общей юрисдикции.
После возбуждения уголовного дела в отношении судьи либо привлечения его в качестве обвиняемого по уголовному делу указанные мероприятия и действия производятся в порядке, установленном федеральным уголовно-процессуальным и федеральным законом об оперативно-розыскной деятельности.
В-пятых, по ходатайству судьи, заявленному до начала судебного разбирательства, уголовное дело в отношении него рассматривается Верховным Судом Российской Федерации (ч. 11 ст. 16 Закона о статусе судей; ст. 452 УПК РФ).
Указанные меры по обеспечению неприкосновенности судей в связи с производством по уголовным делам особенно важны. Но, учитывая характер деятельности судей и обусловленное этим его положение в обществе, законом установлен и специальный порядок привлечения судей к административной и дисциплинарной ответственности. Согласно Закону о статусе судей, в частности, вопрос о привлечении судьи к административной ответственности принимается по представлению Генерального прокурора РФ судебной коллегией в составе трех судей соответствующего федерального суда общей юрисдикции высшего или среднего звена (ч. 4 ст. 16).
С недавних пор установлена возможность привлечения судей к дисциплинарной ответственности. Согласно ст. 121 Закона о статусе судей1 могут быть наложены дисциплинарные взыскания: предупреждения; досрочное прекращение полномочий судьи. Решение о наложении на судью (кроме судьи Конституционного Суда РФ) принимается квалификационной коллегией, к компетенции которой относится рассмотрение вопроса о прекращении полномочий этого судьи на момент принятия решения.
За совершение дисциплинарного проступка на судью Конституционного Суда РФ по решению этого суда могут быть наложены такие же взыскания, как и на других судей2.
6. Материальное обеспечение судей - одно из важнейших звеньев в системе гарантий независимости судей, без которого невозможно существование самой деятельности по осуществлению правосудия. Иными словами, материальное обеспечение лиц, осуществляющих правосудие, - условие существования судебной власти. Вот почему одной из первых задач начавшейся несколько лет тому назад судебной реформы в России было создание материальных предпосылок повышения качества деятельности судов, среди которых одно из центральных мест занимали вопросы достойного материального обеспечения судей.
Мероприятия государства по улучшению материального обеспечения судей нашли свое завершение в системе норм, содержащихся в ст. 19 Закона о статусе судей. Согласно п. 1 ч. 1 указанной статьи заработная плата судьи (денежное содержание судьи военного суда) состоит из должностного оклада, а для военных судей - и оклада по воинскому званию, доплат за квалификационный класс, выслугу лет и 50-процентной доплаты к должностному окладу за особые условия труда (эти доплаты не могут быть уменьшены). Судье производятся также иные выплаты, предусмотренные законами и другими нормативными правовыми актами. Размеры должностных окладов судей устанавливаются в соответствии с их должностью в процентном отношении к определенному федеральным законом должностному окладу Председателя Верховного Суда РФ и Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ и не могут быть меньше 60 % их оклада3. При этом Должностной оклад судьи не может быть менее 80 % должностного оклада председателя соответствующего суда.
2 В ред. Федерального закона от 28 ноября 2001 г. (15 декабря 2001 г.) № 169-ФЗ.
См. ст. 15 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» в ред. Федерального конституционного закона от 28 нояб-ря 2001 г. (15 декабря 2001 г.) № 4-ФКЗ (СЗ РФ. 2001. № 51. Ст. 4824).
Минимальный должностной оклад судьи Верховного Суда РФ не может быть ниже 85 % оклада Председателя Верховного Суда РФ, судьи областного и равного ^У суда - 72 %, судьи районного суда - 67 %, мирового судьи - 60 % (СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 144; Российская газета. 1998. 22 дек.).
Законом о статусе судей предусмотрены доплаты за ученую степень и звание, а также лицам, имеющим почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации», увеличен оплачиваемый ежегодный отпуск, установлена оплата стоимости проезда к месту отпуска и обратно, предоставлено право бесплатного пользования местным транспортом и т. д., а также решены вопросы социальной защиты судьи и членов его семьи.
7. В числе средств обеспечения независимости судьи ст. 9 Федерального закона «О статусе судей в Российской Федерации» указала на наличие системы органов судейского сообщества. Поскольку ст. 17 Закона о статусе судей, посвященная этим органам, исключена и эти вопросы подробно рассмотрены в Федеральном законе «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» от 15 февраля 2002 г. (14 марта 2002 г.)1, признано целесообразным вопросы, касающиеся органов судейского сообщества в России, рассмотреть в специальной главе учебника2. Поэтому в данной главе они не освещены.
1 См.: Федеральный закон от 15 февраля 2002 г. (14 марта 2002 г.) № 30-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 11. Ст. 1022.
2 См. гл. 11 учебника.
Глава 11. Судейское сообщество в Российской Федерации
§ 1. Общие положения
Судейское сообщество в Российской Федерации состоит из судей федеральных судов, конституционных (уставных) судов и мировых судей, т. е. лиц, наделенных в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» полномочиями осуществлять правосудие и исполняющих свои обязанности на профессиональной основе.
Следует заметить, что существенным обстоятельством, способствовавшим единению судей судов всех видов и уровней, явилось принятие в 1989 г. Закона СССР «О статусе судей в СССР», в котором, наряду с другими положениями, предусматривалась необходимость ежегодного созыва конференции судей союзной и автономной республик, края, области, города, автономной области и автономного округа.
Конференция судей была полномочна: обсуждать возникающие в судебной практике вопросы применения законодательства; обращаться в высшие суды с предложениями о даче руководящих разъяснений либо о внесении представлений в порядке законодательной инициативы или о толковании законов; избирать квалификационные коллегии судей. Определена была этим законом и компетенция квалификационных коллегий судей.
Закон СССР «О статусе судей в СССР», безусловно, стимулировал активность судей и в целом судейское сообщество страны к достижению главной цели- становлению независимой и самостоятельной судебной власти. Эту историческую задачу переходного периода можно было выполнить в тесном взаимодействии судейского сообщества с органами законодательной и исполнительной власти, а для этого прежде следовало сформировать органы судейского сообщества.
С 1992 г. структуры судейского сообщества стали действовать на основе Федерального закона, а именно согласно положениям Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», явившегося крупным шагом на пути Реформирования судебной системы, укрепления судебной власти и повышения авторитета судьи. В соответствии с Конституцией Российской Федерации Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» (1996 г.) было закреплено, что органы судейского сообщества формируются в установленном федеральным законом порядке для выражения интересов судей как носителей судебной власти и что высшим органом судейского сообщества является Всероссийский съезд судей, который формирует Совет судей Российской Федерации и Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации.
За прошедшие с 1992 г. десять лет проведено пять Всероссийских съездов судей России. О значимости этих форумов для судейского сообщества могут свидетельствовать, в частности, принятые на них постановления «О ходе судебной реформы в Российской Федерации» (30 июня
1993 г.), «О концепции судебной системы Российской Федерации» (25 марта
1994 г.), «О состоянии судебной системы Российской Федерации и перспективах ее развития» (4 декабря 1996 г.), «О ходе судебной реформы в Российской Федерации и перспективах развития судебной системы» (29 ноября 2000 г.). Эти документы съездов судей оказали положительное влияние на деятельность судейского сообщества России и способствовали активизации законодательной работы в Государственной Думе и в других государственных структурах, что в конечном итоге привело к принятию целого ряда законов, направленных на совершенствование и дальнейшее развитие судебной системы и судопроизводства.
К числу нормативных правовых актов, оказавших позитивное влияние на совершенствование судебной системы, относятся Федеральные конституционные законы «О судебной системе Российской Федерации» (1996 г.) и «О военных судах Российской Федерации» (1999 г.); Федеральные законы «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» (1996 г.), «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» (1998 г.), «О мировых судьях в Российской Федерации» (1998 г.), «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации» (1999 г.), «О финансировании судов Российской Федерации» (1999 г.). В разработке этих законов приняли участие судьи России, а проекты федеральных законов были в основном разработаны судейским сообществом. В связи с этим следует прежде всего упомянуть Федеральный закон «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации». Необходимость принятия этого Закона вызывалась тем, что по твердому убеждению судей судов общей юрисдикции действовавший порядок кадрового, финансового, материально-технического и иного ресурсного обеспечения работы судов нуждался в срочном реформировании, так как он не соответствовал современным задачам, поставленным перед судами, а принимавшиеся Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами меры по обеспечению судов были недостаточно эффективными. Эта сфера деятельности для органов этого министерства не была приоритетной, хотя должна была быть таковой в силу ее известной специфики и значимости. Не меняющееся в течение десятилетий в лучшую сторону положение судов привело судейское сообщество к необходимости поставить вопрос о выводе судов общей юрисдикции из ведения Минюста России и его региональных органов и передаче этой функции соответствующему федеральному государственному органу, в исключительную компетенцию которого входило бы организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции.
С принятием Конституции Российской Федерации стало очевидным, что осуществление организационного обеспечения судов органом исполнительной власти, к числу которых относится Минюст России и его территориальные органы в субъектах Федерации, вступило в противоречие со ст. 10 Основного закона, провозгласившей разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, что означает прежде всего недопустимость какого бы то ни было вмешательства в осуществление правомочий каждой из ветвей государственной власти. А это, в свою очередь, может быть обеспечено только при условии их автономного кадрового, финансового и ресурсного обеспечения. Созданная в соответствии с федеральным законом о судебном департаменте и уже несколько лет реально действующая система Судебного департамента, единственным предназначением которой является организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции, органов судейского сообщества и финансирование мировых судей, оправдывает ожидания судейского сообщества на вывод российских судов на достойное место в государстве, которое они должны занимать в ходе строительства правового государства.
Многие инициативы по реформированию судебной системы, по улучшению деятельности судов, расширению доступа граждан к правосудию и обеспечению конституционного права каждого на судебную защиту исходят от судейского сообщества. К ним можно отнести уже упоминавшийся закон о Судебном департаменте, а также принятые в течение 2001-2002 гг. Федеральный конституционный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации"», Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"» и принятый в 2002 г. Федеральный закон «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».
§ 2. Порядок формирования и полномочия Всероссийского съезда судей, конференций судей, советов судей и общих собраний судей
Федеральный закон № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», принятый Государственной Думой 15 февраля 2002 г., одобренный Советом Федерации 27 февраля 2002 г и подписанный Президентом Российской Федерации 14 марта 2002 г ', был крайне необходим, так как до этого деятельность судейского сообщества и избираемых им органов регулировалось различными нормативными правовыми актами (ст. 17 и 18 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» (1992), Положением о квалификационных коллегиях судей и квалификационной аттестации судей), которые не охватывали всех сторон многогранной работы этих структур, а некоторые их положения нуждались в скорейшем обновлении Поэтому важно, что в Федеральном законе № 30-ФЗ сконцентрированы нормы, регулирующие деятельность судейского сообщества и его органов Он создан, конечно не на пустом месте Как было замечено, принятию данного акта предшествовал многолетний опыт практической деятельности судейского сообщества и определенная (хотя и несовершенная) нормативная база.
Согласно указанному Закону судейское сообщество в Российской Федерации образуют судьи федеральных судов всех видов и уровней, судьи субъектов Российской Федерации, составляющих судейскую систему Российской Федерации. Эти судьи являются членами судейского сообщества с момента принесения ими присяги и до момента вступления в силу решения квалификационной коллегии судей о прекращении полномочий судьи. Однако в случае прекращения полномочий судьи в связи с уходом его в отставку он сохраняет свою принадлежность к судейскому сообществу и может привлекаться с его согласия к работе в органах судейского сообщества. При прекращении полномочий судьи в связи с совершением им дисциплинарного проступка, а также в случае прекращения отставки судьи он выбывает из судейского сообщества.
Согласно Закону № 30-ФЗ органами судейского сообщества являются Всероссийский съезд судей; конференция судей субъектов Российской Федерации; Совет судей Российской Федерации, советы судей субъектов Российской Федерации; общие собрания судей судов; Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации; квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации.
Необходимо подчеркнуть, что в отличие от прежнего порядка, при котором советы судей субъектов Российской Федерации и квалификационные коллегии судей тех же субъектов формировались раздельно для судей судов общей юрисдикции, арбитражных и военных судов, Законом № 30-ФЗ предусмотрено, что эти органы судейского сообщества едины для судей всех судов, действующих на территории того или иного субъекта Российской Федерации.
К основным задачам органов судейского сообщества относятся:
содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства;
защита прав и законных интересов судей,
участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности;
утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых кодексом судейской этики.
В отличие от прежнего порядка, в соответствии с которым нормы представительства на съезд устанавливал Совет судей России, действующим законом этот вопрос решен иначе в нем определены «твердые» квоты числа избираемых на съезд делегатов от судов всех видов и уровней (ст. 6). При этом делегаты от судей высших судов, федеральных арбитражных судов округов и окружных (флотских) военных судов избираются на общих собраниях судей этих судов, а делегаты от судей иных судов - на конференциях судей субъектов Российской Федерации.
Съезд созывается один раз в четыре года Советом судей Российской Федерации. Однако может возникнуть необходимость в созыве внеочередного съезда. Так, в 1994 г. по инициативе Президента Российской Федерации был созван III Всероссийский (внеочередной) съезд судей для выдвижения кандидата на вакантную должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации. Теперь (согласно Закону № 30-ФЗ) для созыва внеочередного съезда необходимо, чтобы решение об этом было принято конференциями судей не менее чем в половине субъектов Российской Федерации.
Всероссийский съезд судей вправе принимать решения по всем вопросам деятельности судейского сообщества, за исключением вопросов, относящихся к полномочиям квалификационных коллегий судей. Он правомочен утвердить кодекс судейской этики и акты, регулирующие деятельность судейского сообщества.
Конференции судей субъектов Российской Федерации представляют судей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных окруюв, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, а также мировых судей, судей районных судов и гарнизонных военных судов, действующих на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
Делегаты на конференции судей избираются с учетом необходимости обеспечения представительства на них судей от всех указанных выше судов.
В компетенцию конференции судей входит решение всех вопросов, относящихся к деятельности судейского сообщества в субъектах Российской Федерации, за исключением вопросов, относящихся к полномочиям квалификационной коллегии судей, а также утверждение актов, регулирующих Деятельность органов судейского сообщества в субъектах Российской Федерации. В частности, конференция избирает судей в состав квалификационной коллегии судей, принимает решения по вопросам организационного, кадрового и ресурсного обеспечения судебной деятельности, обращается с запросами в Совет судей Российской Федерации, высшие суды и Судебный департамент при Верховном Суде РФ по различным вопросам, касающимся работы судов и статуса судей.
На Всероссийском съезде судей формируется Совет судей Российской Федерации, состоящий из судей федеральных судов и судей судов субъектов Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» Совет судей России должен состоять из 132 судей (в настоящее время он состоит из 115 судей). Совет судей Российской Федерации является выборным органом судейского сообщества, подотчетным только Всероссийскому съезду судей. Созывается Совет по мере необходимости, но не реже двух раз в год. В период между заседаниями Совета судей Российской Федерации действует его Президиум, являющийся рабочим органом Совета, который создается для оперативного коллегиального решения вопросов, определяемых регламентом Совета.
На первом заседании вновь избранного Совета судей Российской Федерации из его состава избираются подотчетные ему председатель Совета и его заместители. По сложившейся многолетней практике каждый из трех заместителей председателя Совета курирует решение вопросов, относящихся к деятельности соответственно общих судов, арбитражных судов и военных судов.
Кроме того, для выполнения полномочий Совета судей Российской Федерации из состава его судей формируются соответствующие комиссии (например, комиссия по вопросам финансирования судов, комиссия по вопросам статуса судей и положения работников аппаратов судов, комиссия по вопросам судебной практики и совершенствования законодательства, комиссия по информатизации и автоматизации работы судов, комиссия по связям с государственными органами, общественными объединениями и средствами массовой информации). Комиссии Совета могут привлекать к работе других судей, не являющихся членами Совета.
В полномочия Совета судей Российской Федерации входит, в частности: созыв Всероссийского съезда судей; дача согласия на назначение на должность и освобождение от должности Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, а также заслушивание его годовых отчетов об организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности; избрание судей в состав Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации вместо выбывших в период между съездами; изучение, обобщение и распространение опыта работы органов судейского сообщества, разработка рекомендаций по совершенствованию их деятельности.
Важным полномочием Совета судей Российской Федерации является и то, что в соответствии со ст. 33 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» Совет взаимодействует с Правительством Российской Федерации при разработке проекта федерального бюджета в части финансирования судов. При наличии разногласий к проекту федерального бюджета прилагаются предложения Совета вместе с заключением. Наряду с этим представители Совета судей Российской Федерации вправе участвовать в обсуждении федерального бюджета в Федеральном Собрании Российской Федерации.
В этом же Федеральном конституционном законе о судебной системе предусмотрено, что размер бюджетных средств, выделенных на финансирование судов в текущем финансовом году или подлежащих выделению на очередной финансовый год, может быть уменьшен лишь с согласия Всероссийского съезда судей или Совета судей Российской Федерации.
Как указано в ст. 8 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», советы судей субъектов Российской Федерации избираются конференциями судей в количестве и порядке, которые определяются конференциями судей в соответствии с их регламентами и с учетом необходимости представительства в них судей всех судов, действующих на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. Совет судей субъекта Российской Федерации избирает из своего состава подотчетных ему председателя и его заместителей.
В полномочия совета судей субъекта Российской Федерации входит: рассмотрение в период между конференциями судей всех вопросов, отнесенных к компетенции конференции судей, за исключением избрания квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации и заслушивания ее отчета; созыв конференции судей; избрание судей в состав квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации вместо выбывших в период между конференциями судей.
Полномочия члена любого совета судей могут быть досрочно прекращены по его инициативе или в случае совершения им дисциплинарного проступка. Решение о досрочном прекращении полномочий членов советов судей принимается соответственно съездом или конференцией судей, а в период между съездами (конференциями) судей - соответствующим советом судей.
Для обсуждения вопросов, связанных с совершенствованием организации работы суда, выражения законных интересов судей, а также для проведения выборов делегатов на съезд (конференцию) судей в каждом суде не реже чем один раз в год могут созываться общие собрания судей. По решению общего собрания может быть избран совет судей данного суда.
§ 3. Порядок формирования и полномочия квалификационных коллегий судей
Федеральным законом «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» кардинально изменен порядок формирования квалификационных коллегий судей. Признано необходимым формировать эти коллегии не только из числа судей федеральных судов и судей субъектов Российской Федерации, как это было прежде, но и представителей общественности, а также представителя Президента Российской Федерации. Так, согласно ст. 11 данного Закона Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации формируется в количестве 29 членов коллегии, из которых 18 - из числа судей, избираемых на съезде по соответствующим нормам представительства, 10 - представители общественности, назначаемые Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, 1 - представитель Президента Российской Федерации, назначаемый главой государства.
Необходимо заметить, что судьи Конституционного Суда Российской Федерации не входят в состав Высшей квалификационной коллегии судей и на них не распространяется ее юрисдикция, поскольку в отношении указанных судей решение вопросов, связанных, в частности, с приостановлением или прекращением их полномочий, осуществляется в соответствии с Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации».
Предусмотренная указанным Федеральным законом схема формирования Высшей квалификационной коллегии судей применяется и при образовании квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации. Большинство этих коллегий формируется в количестве 21 члена коллегии, в том числе 13 - это судьи, избираемые в коллегию по предусмотренным Законом нормам представительства, 7 - представители общественности, назначенные законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, определяемом законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, 1 - представитель Президента Российской Федерации, назначенный Президентом Российской Федерации.
Представителями общественности и представителями Президента Российской Федерации в квалификационных коллегиях судей могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 35 лет, имеющие высшее юридическое образование, не совершившие порочащих их поступков, не замещающие государственных или муниципальных должностей, должностей государственной или муниципальной службы, не являющиеся адвокатами. Знаменательно, что в целях обеспечения самостоятельности и независимости членов квалификационных коллегий Законом установлено, что ими не могут быть председатели судов и их заместители (прежде членами коллегий могли быть председатели и заместители председателей районных судов). Наряду с этим судья не может быть избран одновременно в совет судей и квалификационную коллегию судей одного уровня, а также не может быть членом квалификационных коллегий судей разных уровней.
Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации и квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации формируются соответственно на четыре года и на два года.
Законом предусмотрено, что полномочия члена квалификационной коллегии судей из числа судей могут быть досрочно прекращены как по его инициативе, так и в случае совершения им дисциплинарного проступка либо в случае его отсутствия на заседаниях квалификационной коллегии судей в течение четырех месяцев без уважительных причин. Решение о досрочном прекращении полномочий членов квалификационной коллегии судей из числа судей принимается съездом (конференцией) судей, а в период между съездами (конференциями) судей - соответствующим советом судей.
Квалификационные коллегии судей наделены весьма широкими полномочиями (ст. 17 и 19 Закона об органах судейского сообщества). Согласно ч. 2 ст. 19 указанного закона квалификационные коллегии судей субъектов РФ: а) рассматривают заявления лиц, претендующих на соответствующую должность судьи; б) утверждают состав экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена у кандидатов на должность судьи соответствующего суда; в) приостанавливают, возобновляют либо прекращают полномочия, а также прекращают отставку судей соответствующих федеральных судов, членов соответствующих советов судей и квалификационных коллегий судей, председателей и заместителей председателей районных судов; г) осуществляют квалификационную аттестацию судей соответствующих судов; д) налагают дисциплинарные взыскания на судей за совершение дисциплинарного проступка; е) осуществляют иные полномочия. Не меньшими полномочиями наделена Высшая квалификационная коллегия судей при Верховном Суде Российской Федерации (ст. 17). Важнейшее различие между квалификационными коллегиями двух уровней состоит в круге лиц, в отношении которых рассматриваются те или иные вопросы. Например, Высшая квалификационная коллегия судей рассматривает заявления кандидатов на должности Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, их заместителей, председателей, заместителей председателей других федеральных судов (за исключением районных судов), судей высших судов, федеральных арбитражных судов, окружных (флотских) военных судов. Квалификационная коллегия судей субъектов РФ рассматривает заявления кандидатов на должности судей судов не столь высокого уровня. В целом полномочия квалификационных коллегий судей (при всем разнообразии рассматриваемых вопросов) направлены на достижение определенных позитивных результатов. Реализация ими своих прав и обязанностей в конечном итоге имеет цели: сформировать корпус судей на конкурсной основе, провести их квалификационную аттестацию, приостановить, возобновить либо прекратить полномочия судей, занимающих соответствующие должности. Наряду с этим указанные коллегии вправе присваивать судьям соответствующие квалификационные классы, а также налагать на судей дисциплинарные взыскания вплоть до прекращения их полномочий либо прекращения отставки судей.
Квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации рассматривают отнесенные к их компетенции вопросы в отношении судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации лишь в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Закон предоставляет Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации право рассматривать вопросы, отнесенные к компетенции квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации, в случае невозможности их разрешения этими коллегиями. Такие ситуации могут возникнуть, когда, например, нижестоящие квалификационные коллегии судей не имеют возможности рассмотреть тот или иной вопрос (например, ввиду отсутствия кворума).
Ввиду большого объема работы, выполняемого Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации, Законом предусмотрено образование Президиума этой коллегии (такой орган фактически функционировал и прежде), состоящего из председателя коллегии и трех его заместителей, избираемых самой коллегией из числа ее членов. Президиум является рабочим органом этой коллегии, ей подотчетен и образуется для оперативного решения вопросов, связанных с организацией работы коллегии.
В гл. III Закона № 30-ФЗ помещены также правовые нормы, регулирующие порядок производства в квалификационных коллегиях судей по поступающим к ним материалам. В частности, представление председателя соответствующего или вышестоящего суда либо обращение органа судейского сообщества о прекращении полномочий судьи в связи с совершением им дисциплинарного проступка рассматривается квалификационной коллегией судей при наличии в представленных материалах сведений, подтверждающих обстоятельства совершения этого проступка и данных, характеризующих судью. В пределах своих полномочий указанная коллегия может провести дополнительную проверку представленных материалов, запросить дополнительные материалы и заслушать объяснения соответствующих лиц об обстоятельствах совершения судьей дисциплинарного проступка.
В случае, если жалобы и сообщения, содержащие сведения о совершении судьей дисциплинарного проступка, поступили в квалификационную коллегию судей от иных органов или должностных лиц, а также от граждан, то эти заявления проверяются коллегией самостоятельно либо направляются для проверки председателю соответствующего суда.
Квалификационная коллегия судей правомочна принять решение, если на ее заседании присутствуют более половины членов квалификационной коллегии судей. Решение считается принятым, если за него проголосовали более половины членов коллегии, принимавших участие в заседании. Однако решение о прекращении либо приостановлении полномочий судьи или его отставке считается принятым, если за такое решение проголосовали не менее двух третей членов коллегии, принимавших участие в заседании.
Решения квалификационных коллегий судей оглашаются непосредственно после принятия и вступают в силу с момента их оглашения. Они могут быть обжалованы в судебном порядке лицом, в отношении которого были приняты. При этом решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации о приостановлении либо прекращении полномочий судьи, привлечении его к дисциплинарной ответственности, об отставке судьи и о ее приостановлении, а также об отказе в рекомендации на должность судьи, могут быть обжалованы в Верховный Суд Российской Федерации заинтересованным лицом в течение десяти дней со дня получения копии соответственного решения.
Такие же решения квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации могут быть обжалованы тем же лицом и в указанный срок в соответствующие верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области и суды автономных округов.
Что касается иных решений квалификационных коллегий судей, то они могут быть обжалованы в том же порядке, но лишь по мотивам нарушения процедуры их вынесения.
Создание надлежащих условий для деятельности всех органов судейского сообщества, а также финансовое и материально-техническое обеспечение их деятельности возлагаются на Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации и его управления (отделы) в субъектах Российской Федерации
Следует отметить, что вся деятельность членов советов судей и квалификационных коллегий судей осуществляется на общественных началах.