Вем помогу!

От диплома до контрольной

Скачать

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

I. ВВЕДЕНИЕ. КУЛЬТУРА КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ. ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ КУЛЬТУРЫ.

Граница между научным и философским знанием о культуре (культурология и культурфилософия). Философия культуры как культурное самосознание европейского человека. Место философии культуры в системе философских дисциплин. Культура как ценность (идея) и как понятие. Философия культуры как онтология и теория познания культуры. Основные этапы становления культурфилософского знания - классический и постклассический (современный).

Социология культуры как область социологической науки. Предмет и методы социологии культуры. Основная проблематика и специфика социологического исследования культуры. Социология культуры – методологическое основание социологии искусства, образования, просвещения. Социология культуры и организация социально-культурной сферы. Основные направления социологии культуры (социобиологическое, социоантропоцентрическое, историческое, феноменологическое, социоэкономическое, теория классов и др.) Место социологии культуры в комплексе наук о культуре.

 

iI. становление и развитие философии культуры

Классическая модель культуры: гуманизм - рационализм – историзм.

Общая характеристика классического гуманизма, рационализма и историзма в качестве базовых элементов истолкования культуры в классической философии Нового времени. Антропоцентристская и европоцентристская конструкция классической модели культуры. Основные оппозиции классической модели культуры: естественное и искусственное, цивилизация и культура, личное и общественное, традиция и творчество.

Тема кризиса классической модели культуры как основная тема постклассической философии культуры.

Социальные сдвиги в развитии западного общества на рубеже XIX -XX столетий: понятие “индустриального” и “массового” общества. Кризис классического гуманизма, рационализма и историзма. Смена культурных “парадигм”: крах культурного европоцентризма и антропоцентризма. Философия культуры в функции логики и методологии “наук о культуре” и ее критики с позиции “жизни”. Разрыв между познанием и бытием, между научным и философским постижением культуры. Методологический спор между трансцендентализмом и герменевтикой, рационализмом и историзмом в понимании культуры. Распад и критика классического наследия Просвещения и его культурного “проекта”.

Философия культуры постмодерна.

Постмодернизм как следствие кризиса ценностно-мировоззренческих установок постренессансной культуры. Отрицание классического способа теоретизирования, формирование радикально нового типа культурфилософской рефлексии в рамках постмодернизма.

Зависимость человека от априорно заданного культурно-исторического мира. Плюрализм смыслов, смысловых предпосылок и интерпретаций потерявшего прозрачность мира. Плюрализация жизненных стилей. Стирание пространственных и временных границ между видами и формами культурной деятельности. Понятие интертекстуальности.

Лингвистическая методология как основа сближения различных культурфилософских учений постмодернистской ориентации. Претензия структурализма и постструктурализма на наиболее полное выражение духа постмодернизма.

Постмодернизм как бесконечная комплектация культурных вариантов духа предшествующих эпох.

Дискуссия о постмодернизме в России: постмодернизм и архаика.

Постмодернизм как завершение миссии постклассической культуры ХХ века.

Философия культуры на пороге XXI столетия.

Трактовка культуры (ее общественной роли и содержания) в современных теориях и моделях постиндустриального, информационного и глобального общества. Понятие «культурного капитала» и его значение в процессе формирования нового типа производительного работника. Культура в контексте всеобщей информатизации общества и создания глобальных информационных сетей. Понятие «виртуальной культуры». Судьба национальной культуры в глобализирующемся мире. Возможные формы международного культурного сотрудничества и диалога в обществе XXI века. Основные ценности и приоритеты в культуре XXI века: защита природной среды, культурная экология и сохранение культурного наследия, обеспечение равного для всех права на свободный доступ к информации и индивидуальное самовыражение, предотвращение угрозы «столкновения цивилизаций» и межнациональных конфликтов на почве противостояния религий и культур. Проблема культурного многообразия и единства в глобализирующемся мире. Образ человека в культуре нового века: что сулит она человечеству и каждому из нас?

 

III. Становление и развитие социологии культуры

Предыстория социологии культуры как отрасли научных знаний. Социальный контекст возникновения наук о культуре. Формирование социологического подхода к исследованию культуры.

О.Конт (1798-1857) и рождение социологии как науки. Социология – наука о человечестве. Общество и культура как целостный организм. Социальная динамика и социальная статика. Закон "трех стадий" в развитии общества и культуры.

Г.Спенсер (1820-1903): противопоставление "структур" (социального целого) и "функции" (его способа деятельности и трансформации).

Э.Дюркгейм (1858-1917) и онтологическая трактовка социальной реальности. "Социальный факт". Методологическая "атомизация" культуры и поиски ее первоклетки. Культурные нормы и "коллективные представления". Разделение труда, эволюционизм и развитие культуры.

И.Тэн (1828-1893) — изучение "надындивидуальных" форм культуры. Коллективные формы сознания, "дух эпохи" и целостность культуры и общества. Основные факторы развития культуры – раса, среда, исторический момент. Изучение функционирования искусства в общественном организме. Исследования общества и культуры с позиций межсубъектных отношений (Г.Тард); идеи "коллективных представлений" в этнологии (Л. Леви-Брюль).

Г.Зиммель (1858-1917): идея "жизни", "трагедия культуры" и "формальная социология". Основные понятия "формальной социологии": ("форма", "содержание") и ее задача — исследование культурных форм и их исторических судеб. "Индивидуальный закон". Объективная и субъективная культуры. "Жизненный стиль", прогрессивная стилевая дифференциация культуры.

А.Вебер (1868-1958): введение термина "социология культуры". Понимание культуры в рамках структурно-функционального подхода. "Социальная религия".

М.Вебер (1864-1920): социальное действие и его типы. Идеальный тип и его "культурный смысл". Социокультурная динамика. Понятия "познавательный интерес" и "ценностные идеи" в научном исследовании. "Понимающая социология" как культурно-аналитическое направление. Символический интеракционизм (У.Томас, Д.Мид, И.Гофман). Социальная феноменология (А.Шюц), обращение к "жизненному миру".

П.Сорокин (1889-1968): Интегральная модель общества и культуры. Социокультурный мир и тотальность значений-ценностей-норм. Системы и суперсистемы культуры. Типы суперсистем: идеационный, сенситивный, идеалистический, их доминантное проявление. Социокультурные флуктуации и циклическая модель истории.

Проблематика культуры и общества в свете материалистического понимания истории (К.Маркс, Ф.Энгельс). Социологическая теория классов и учение В.И.Ленина о двух культурах. Социология культуры марксистской ориентации (Г.Плеханов, А.Луначарский) Культура как "способ производства" (Г.Плеханов); стиль как "социологическое обобщение" (И.Иоффе). Социологический детерминизм. Теоретические концепции Пролеткульта. Культура как "высший способ организации жизни" (А.Богданов). Социологический редукционизм и сущность "вульгарного социологизма". Состояние социологии культуры в современной отечественной науке.

Г.Маркузе (1898-1979): радикализм "критической теории" Франкфуртской школы. Представление об аффирмативном характере культуры и аннигиляция субъекта ("одномерный человек"). Социальная репрессивность культуры и освобождение Эроса от Логоса. Т.Адорно и М.Хоркхаймер о культуре в ситуации самоликвидации.

Т.Парсонс (1902-1979) и теория социальных действий. Императивы деятельности. Освоение культурных норм, групповые ожидания и системы ориентаций. Роль символов во взаимодействии людей. Значение интерпретации "смыслового фактора" в социальной жизни.

Ю.Хабермас (р.1929) Учение о социокультурной природе кризиса в современных условиях. Двухступенчатое строение современного общества ("система" и "жизненный мир"). Понятия "коммуникативное" и "стратегическое" поведение, их роль в анализе социокультурных ситуаций современности.

Эволюционизм в социологии и теория модернизации. Социодинамика культуры А.Моля. Новая "историческая социология", "фигуративная" социология Н.Элиаса; П.Бурдье и исследования роли культуры в воспроизведении социальной структуры.

 

IV. ФИЛОСОФСКИЙ И СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ К РАССМОТРЕНИЮ ПРОБЛЕМ СУЩЕСТВОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ

Культура как мир человека. Происхождение культуры. Смысловая оппозиция понятий "природа и культура". Надбиологическая природа культуры. Основные концепции соотношения «Искусственного» и «естественного» в мире человека.

Культура в системе бытия. Культура и природа. Культура и общество. Культура и человек. Сущность культуры. Культура как смысл и способ бытия человека. Культурологический подход к изучению общественной жизни и особенности социальной культурологии. Проблема субъекта в социальной культурологии. Социальные детерминанты и факторы культурной деятельности и культурного развития человека. Уровни и методы культурологического исследования социальных общностей, институтов, форм, артефактов. Проблема культурных универсалий и культурной уникальности. Основные концепции взаимоотношения культуры и социума.

Структура культуры. Модальности культуры: человеческая, процессуально-деятельностная, предметная. Системные представления о культуре. Подсистемы культуры: материальная, духовная, художественная, их взаимосвязи. Системные подходы к изучению культуры.

Общие и специфические функции культуры. Философия и социология функционализма.

Феноменология культуры.

Понятие "феномен культуры". Феноменологические концепции. Сферы культуры: обычаи, нормы, стереотипы, мораль и право как культурные регулятивы; наука и техника, политика, экономика, религия, искусство и др. Метаморфозы культурных форм. Способы фиксации и анализа феноменов культуры. Символические и знаковые системы культуры. Культура как мир знаков и значений. Специфика знаково-коммуникативной функции культуры. Культурная семантика. Общая теория семантических порядков в культуре. Множественность языков культуры. Понятие "текст культуры". Основные семантические системы культуры. Культурология семантических форм. Семантика топохронов и артефактов культуры. Особенности семиотического анализа явлений материальной, духовной и художественной культуры. Образы и смыслы культуры, культурная картина мира, ее аксиологика.

Проблемы типологии культуры.

Неоднородность и множественность социокультурного мира. Проблемы классификации и типологизации культурных форм. Социальная структура и культурные типы. Этнические и национальные культуры. Массовая и элитарная культура. Субкультуры современного общества. Исторические типы культуры.

Социокультурная динамика.

Культура и история. Источниковедение и историография культуры. Проблемы культурогенеза. Динамика культуры в истории. Историческое взаимодействие культур. Культурные эпохи. Теории развития культуры. Культура как процесс. Теория культурогенеза. Закономерности социокультурной динамики. Временные параметры культурного развития, проблемы периодизации и хронологии. Механизмы преемственности и трансляции культурного опыта. Теория культурной традиции.

Исторический процесс как смена культурных типов. Исторические типы культуры, принципы и процедуры типологизации культурных процессов, состояний, систем, форм и явлений. Формационный и цивилизационный подходы к изучению исторических типов культуры. Макродинамические модели культуры (эволюционная, циклическая, инверсионная, волновая, "пассионарная", синергетическая и др.). Исторические аспекты социальной культурологии. Метаморфозы символических форм в истории культуры.

Понятия "культурная эпоха" и "памятник культуры". Проблемы реконструкции и интерпретации исторических форм культуры. Проблема прогресса в развитии культуры. Культура как многообразный исторический опыт социальных общностей. Великие личности в истории культуры. Традиции и инновации в культуре. Проблема сохранения и актуализации культурного наследия. Модели и перспективы культурного развития в XXI веке.

Личность в культурных системах и процессах.

Аналитическое поле исследования проблемы "культура личности" и "культуры общности". Проблемы социализации и инкультурации личности. Культурология ментальностей. Культурология творческой деятельности. Проблема культурной идентификации личности в современном обществе. Исторические аспекты культурологии личности.

 

V. ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ИНСТИТУТ

Культурологические профили образования. Основные концепции культуры как способа становления человека. Культурные задачи образования. Субъектная доминанта социокультурного знания. Актуальность культурологизации образования и его содержание.

Система культурной компетентности личности, ее структурные составляющие. Проблема адекватности культуры личности социокультурному типу общества. Культурологическое образование как способ формирования толерантности и диалогики общения. Культурная политика в образовании и национальное достоинство личности. Проблема социальной, культурной и этнической идентичности в современной образовательной политике. Культурно-ценностные ориентации современного российского образования. Проекты и программы культурологического образования: российский и зарубежный опыт.

 

Поиск

Программы в помощь


Copyright © 2021. All Rights Reserved.

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru