Вем помогу!

От диплома до контрольной

Скачать

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО СОЦИОЛОГИИ

 

Вариант № 5

 

 

Какие геометрические фигуры использует автор при характеристике измерений стратификаций? Что они означают?

Если каждого из мужчин - глав семьи (или своих прямых родственников) в любом обществе под­вергнуть измерению по какой-либо из отдельных шкал социальной стра­тификации, совокупность этих измерений даст в результате распреде­ление относительных рангов, которое можно представить в виде структурной фигуры наподобие того, как гауссовская кривая нормального распределения представляется фигурой колоколообразной формы. По целому ряду причин, связанных с такими вопросами, как потребности социальных систем и распределение талантов у индивидов, занимаю­щих то или иное положение в социальных системах, структуры относи­тельных рангов обладают некоторой - большей или меньшей - степе­нью иерархии, то есть более или менее крутым заострением к вершине. С учетом факта иерархии двумя основными фигурами, образующимися при распределении стратификационных рангов, являются пирамида и ромб. Эти две фигуры показывают, что всегда имеется меньшинство, занимающее ранги ближе к вершине, - «элита» или совокупность «элит». Однако в пирамидальной фигуре, кроме того, сравнительно не­много людей обладают средними рангами, а масса населения находится в низших рангах. В противоположность этому ромбовидная фигура характеризуется пропорционально большим сосредоточением людей в средних рангах, чем в низших, хотя в низших рангах остается достаточ­ное количество лиц, чтобы образовать заострение в нижней части ром­бовидной в основе своей фигуры.

Изменение пирамидальной в основе своей фигуры в стратификациионных структурах западного общества преимущественно на ромбовидную означало постоянное расширение структур возможностей для лиц, находящихся в низших слоях общества. По мере того как относительное количество положений в средних рангах продолжало увеличиваться, возрастало в силу этого и число возможностей для социальной мобиль­ности вверх, возможностей, созданных меняющейся формой социаль­ной системы, в отличие от таких возможностей, которые могут быть соз­даны самими индивидами даже в сравнительно статичном типе страти­фикационной структуры. В настоящее время, как и в прошлом, сущест­вует некоторая мобильность вниз, но, надо полагать, что сравнительный объем мобильности вверх увеличивается по мере расширения структур возможностей в западном обществе. Так, расширение происходит в различных странах различными темпами и в различные периоды исто­рии, и, хотя подобное расширение, по-видимому, имеет социологиче­ский предел, оно, вероятно, пока будет продолжаться в большинстве районов западного общества. Но основополагающая тенденция остается прежней.

Чем отличается идеология «кастовой нормы» от нормы «открытого класса»?

Несмотря на существование христианского идеала - равенства всех людей, господствующим типом нормы относи­тельно социальной мобильности до самого последнего времени была в западном обществе так называемая «кастовая» норма, то есть норма, не одобряющая социальную мобильность. Человек может стремиться к социальной мобильности лично для себя, но на общих основаниях такая мобильность не одобрялась в качестве морального блага для всех. По­жалуй, лишь в прошлом веке произошел сдвиг в сторону преобладания типа нормы, получившей название нормы «открытого класса», которая одобряет мобильность в принципе. Прежний тип нормы опирался на органическую идеологию общества, которая оправдывала не только от­носительную неподвижность социальной структуры в целом, но и неиз­менность положения, занимаемого в ней каждым человеком. Тип нормы открытого класса находит оправдание в идеологии, которая отдает предпочтение «изменениям» или «прогрессу» в обществе и которая ут­верждает, что индивидуальная мобильность, основывающаяся на заслу­гах, является как необходимой предпосылкой этого прогресса, так и не­отъемлемым правом личности. Тип нормы открытого класса явно пред­ставляет собой фактор, способствующий увеличению объема мобиль­ности в новейший период истории западного общества.

Как на протяжении истории западного общества менялись каналы социальной мобильности?

На протяжении истории западного общества несколько изменились также и процессы или каналы социальной мобильности. В последнее время относительно больший объем мо­бильности, вероятно, осуществляется через более современные про­фессиональные роли, хотя традиционные роли, скажем религиозные, военные и правительственные, продолжают служить каналами мобиль­ности в модернизованной форме. Для всех ролей константой является возрастающее значение образования в процессах мобильности. По ме­ре того как эгалитарные нормы расширяли равенство в области доступа к возможностям получения образования, а обществу требовалось все больше и больше высокообразованных людей для укомплектования его изменившейся структуры, системы и процессы образования становились все более важными определяющими факторами социальной мобильности. В результате постоянно выдвигаются все более настойчивые требования расширения системы образования на всех ее уровнях как в наиболее современных странах западного общества, так и в быстро мо­дернизирующихся странах других районов мира.  

Поиск

Программы в помощь


Copyright © 2021. All Rights Reserved.

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru