Содержание
Введение 3
1.Теоретическая часть 4
2.Аналитическая часть 12
Заключение 17
Список использованной литературы 18
Введение
Обоснование направлений социально-экономического прогнозирования заключается в том, что бы, с одной стороны, выяснить перспективы ближайшего или более отдаленного будущего в исследуемой области, руководствуясь реальными экономическими процессами, сформировать цели развития, а с другой – способствовать выработке оптимальных планов, опираясь на составленный прогноз и оценку принятого решения с позиций его последствий в прогнозируемом периоде.
Современные условия хозяйствования требуют максимального расширения сферы и совершенствования методов прогнозирования и планирования. Чем выше качество прогнозов и планов, тем более весомым будет их вклад в общественное развитие.
Важными задачами, которые обычно ставятся перед исполнителями при прогнозировании и планировании, разработке соответствующей концепции, программы, мероприятия, является сохранение и развитие высокоэффективной структуры экономики, достаточного уровня доходов и социальной защищенности населения, поддержание имеющихся и налаживание новых многообразных экономических связей в масштабах региона, государства и с внешним миром.
Таким образом выбранная тема является актуальной. Любое предприятие заинтересовано в долговременном своем развитии. Целью контрольной работы является регулирование и стратегическое планирования решения социальных проблем общества.Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
- дать определение понятию социальной политики государства;
- стратегическое планирование уровня жизни народа;
- стратегическое планирование развития отраслей социальной сферы;
- стратегическое планирование воспроизводства населения, рабочей силы и занятости;
- проанализировать работу ЗАО «Дюртюлинский комбинат молочных продуктов».?
1. Теоретическая часть
Социальная политика государства — важнейший инструмент регулирования социальных процессов в рыночном хозяйстве
Социальная политика государства может быть представлена как форма сознательного воздействия на социальную сферу жизнедеятельности людей с целью ее изменения. Это наиболее обобщенное представление о социальной политике государства позволяет рассмотреть ее как часть государственного управления, объектом которого является социальная сфера жизни людей.
Суть социальной политики государства заключается в поддержании отношений, как между социальными группами, так и внутри них, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. При этом надо отметить, что социальная политика государства, выступающая как составная часть мероприятий, проводимых государством в целях регулирования условий общественного производства в целом, тесно увязана с общеэкономической ситуацией в стране.
Итак, говоря о социальной политике государства, мы подра¬зумеваем прежде всего действия правительства, направленные на распределение и пе-рераспределение доходов различных членов и групп общества. Так можно определить социальную политику в узком смысле слова. В широком смыс¬ле социальная политика - это одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества и создать, насколько это возможно, одинаковые "стартовые условия" для граждан страны.
Социальная политика обладает рядом функций, которые в конечном счете определяют гуманистический характер государства, стремящегося через политически создаваемые общественные фонды поддержать состояние индивидов в том социальном статусе, который не был бы обременительным для него. К этим функциям можно отнести следующие функции:
компенсаторную, которая направлена на ликвидацию внешних сдерживающих условий, не дающих возможность индивиду быть деятельным участником существующих в обществе отношений;
элективную, которая направлена на определение обстоятельств и свойств самого индивида, позволяющих отнести его в разряд нуждающихся;
кумулятивная, накапливающая социальный потенциал государства, выражающийся в зависимости индивидов от социально-политической деятельности государства.
Все эти функции тем в большей степени представлены в социальной политике государства, чем в большей степени социальная политика находится в тесной зависимости от политики государства вообще.
Социальная политика призвана гарантировать населению минимальный доход; социально защищать население от болезней, инвалидности, безработицы, старости. При этом обеспечение государством минимальных условий жизни касается только тех, кто не может это сделать самостоятельно.
Социальная политика государства реализуется через механизм государственных программ социального обеспечения и системы социальных услуг.
Таким образом, социальная политика – это политика государства, направленная на смягчение неравенства в распределении доходов, неизбежно присущего рыночной экономике, на ослабление дифференциации доходов и имущества граждан, а также на смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращения социальных конфликтов на экономической почве.
Государственная социальная политика предусматривает решения следующих задач:
1. Обеспечение равных возможностей при реализации права на образование и долю в общественном благосостоянии путем справедливого распределения доходов и имущества ( капитала ).
2. Уменьшение нежелательных, обусловленных рынком различий между богатыми и бедными при возникновении доходов и капитала.
3. Обеспечение большей свободы, справедливости, уважения достоинства человека, обеспечение развития личности, активного участия в общественной жизни и права на долю ответственности перед обществом.
4. Дальнейшее совершенствование общественно- политического инструментария и положений, регулирующих существующее устройство, в целях обеспечения основных социальных прав и расширения сети социального обеспечения.
Практика проведения социальной политики в развитых странах выработана несколько направлений в ее реализации. К ним относятся: социальное страхование; социальную защиту работников, политику в области заработной платы; социальные меры на рынке труда; жилищную политику.
Стратегическое планирование уровня жизни народа
Народное благосостояние является одним из ключевых объек¬тов стратегического планирования. Содержание этой категории рас¬крывается через такие понятия как: «условия жизни», «уровень жизни», «качество жизни».
Под «условиями жизни» понимают наиболее непосредственные объективные обстоятельства жизнедеятельности населения (заня¬тость, оплата труда и доходы, формы расселения, характер жили¬ща, имущественная обеспеченность семей; развитие системы социальных выплат и отраслей социальной сферы). «Уровень жизни» — это обеспеченность населения необхо¬димыми для его жизнедеятельности материальными и духов¬ными благами, достигнутый уровень их потребления и сте¬пень удовлетворения потребностей людей в этих благах.
«Качество жизни» — это понятие, характеризующее, с одной стороны, самого субъекта общественной жизни и потребностей — человека (например, продолжительность жизни, уровень физиче¬ского и психического здоровья, образования, культурного и ин¬теллектуального потенциала), а с другой, комфортность, удобство жизненных условий, состояние среды обитания людей.
Задачи стратегического планирования уровня жизни определя¬ются целями социальной политики. Хотя, и это следует иметь вви¬ду, результаты такой процедуры планирования, как прогнозирова¬ние социального развития страны, учитываются в процессе форми¬рования стратегии и тактики социальной политики. Главная задача стратегического планирования уровня жизни состоит в том, чтобы по крайней мере не допускать в ближайшей перспективе падения жизненного уровня населения по сравнению с уже достигнутым, а в дальнейшем, создать необходимые предпосылки для роста на¬родного благосостояния, повышении качества жизни. Локальные же задачи — являются производными от главной, подчиненными ей и, вместе с тем, они отражают особенности деятельности госу¬дарства по регулированию отдельных аспектов народного благосо¬стояния.
Стратегическое планирование уровня жизни в Российской Фе¬дерации осуществляется в настоящее время в форме разработки соответствующих разделов прогнозов социально-экономического развития страны, комплексных программ Правительства РФ по развитию национальной экономики, а также федеральных целе¬вых комплексных программ, предусматривающих решение узло¬вых проблем, способствующих повышению уровня и качества жизни населения.
В процессе разработки прогнозов уровня жизни, комплексных и локальных федеральных целевых программ используется целая система показателей, состоящая из трех групп.
В первую группу входят синтетические показатели уровня жизни.
К ним относят:
1) показатели, характеризующие уровень удовлетворения потребностей, связанных с поддержанием жизни (коэф¬фициенты рождаемости, смертности, естественного прироста на¬селения в целом и его отдельных социальных групп;
2) показатели уровня удовлетворения потребностей по сохранению и защите здо¬ровья (смертность, продолжительность жизни, заболеваемость;
3) показатели удовлетворения потребностей населения в труде (за-нятость экономически активного населения, продолжительность рабочей недели, уровень безработицы и ее структура, доля неква¬лифицированного и тяжелого труда и т.д.);
4) показатели, характе¬ризующие удовлетворение потребностей в развитии личности рос¬сийских граждан (численность населения имеющего различные уровни образования, доля времени на культурную деятельность в структуре свободного времени, доля средств расходуемых на обра¬зование и культуру в федеральном бюджете, в совокупных расхо¬дах населения);
5) показатели, характеризующие состояние окру¬жающей среды;
6) показатели уровня и качества обеспеченности жильем (общая площадь жилья в расчете на 1 человека, число чле¬нов семьи на одно жилое помещение, федеральные стандарты со¬циальной нормы площади жилья);
7) душевые показатели: произ¬водство ВВП, ВНП, НД; общих и конечных доходов домашних хозяйств; фактического конечного потребления домашних хозяйств материальных товаров и нематериальных услуг, расходов домаш¬них хозяйств на конечное потребление материальных товаров, фак¬тического конечного потребления домашними хозяйствами мате¬риальных товаров).
Во вторую группу входят натуральные показатели, измеряющие объемы потребления конкретных материальных благ (обеспечен¬ность личным имуществом, потребление продуктов питания, про¬житочный минимум, число перевезенных пассажиров различны¬ми видами транспорта и т.д.).
Третью группу составляют показатели, выражающие пропорции и структуру распределения благосостояния (распределение населе¬ния по доходным группам, показатели концентрации и дифферен¬циации доходов и потребление и др.).
В условиях рыночного хозяйства уровень жизни населения за¬висит от объема доходов, получаемых им за работу по найму, от коммерческой деятельности, от собственности, от работы в семей¬ном хозяйстве, а также социальных выплат из федерального и ме¬стного бюджетов.
Все доходы получаемые населением страны могут быть охарак-теризованы следующими тремя важными категориями:
а) номи¬нальные доходы;
б) реальные доходы;
в) реально используемые (конечные) доходы.
Стратегическое планирование воспроизводства населения, рабочей силы и занятости
В стратегическом планировании воспроизводства населения, рабочей силы и занятости, особое значение приобретают вопросы:
? сокращения уровня бедности населения и связанного с этим роста платежеспособного спроса со стороны большинства категорий граждан;
? безусловной приоритетности инвестиций в человека, и прежде всего в образование, которое является непременным условием конкурентоспособности нашей страны в мировой экономике;
? создания для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечить более высокий уровень социального потребления, включая комфортное жилье, лучшее качество услуг в сфере образования и здравоохранения, достойный уровень жизни в пожилом возрасте.
В новых условиях государственная политика занятости должна быть еще более тесно взаимосвязана с общими направлениями социально-экономического развития общества. В практической деятельности это означает обязательный учет интересов политики занятости при принятии решений в области инвестиционной, налоговой и финансово-кредитной политики, реализации производительных, научно-технических и социальных программ.
Для регулирование занятости государство предпринимает следующие действия:
? в период массовой безработицы сокращает законодательно установленную продолжительность рабочего дня и рабочей недели;
? рекомендует проводить на предприятиях «разделение рабочих мест» между работниками (для увеличения занятости);
? досрочно увольняет на пенсию работников государственного сектора экономики, которые не дослужили до пенсии 2-3 года.
? создает новые рабочие места и организует общественные работы, особенно для хронически безработных и молодежи.
Реализация государственной политики занятости населения также должна осуществляется по таким основным направлениям, как:
? создание правовой базы, регулирующей вопросы занятости и социальной защиты безработных;
Это деятельность государства распространяется не только на государственный сектор экономики, но и на частный.
? создание условий со стороны государства для самозанятости населения.
В этом плане мировой опыт показывает, что наибольший эффект приносит содействие со стороны государства развитию малого и среднего бизнеса. Для этого должна быть сформирована соответствующая законодательная база, то есть приняты законы о льготном налогообложении начинающих предпринимателей, предоставлении льготных кредитов в качестве стартового капитала для желающих открыть свое дело и др.
? обучение, переобучение и повышение квалификации кадров.
? поощрение территориальной мобильности рабочей силы.
Это значит, что государство должно оказывать всяческое содействие и материальную помощь тем гражданам и семьям, которые решили поменять место жительства и переехать в те районы, которые испытывают недостаток рабочей силы. Кроме того, важным направлением государственной политики занятости должны быть мероприятия по организованному набору рабочей силы.
? регулирование международных потоков рабочей силы.
В этих целях должны быть подписаны международные соглашения, регулирующие передвижение рабочей силы между государствами.
Одним из инструментов реализации политики государства в области занятости населения является прежде всего стратегическое планирование, предусматривающее использование правового, экономического и финансового механизмов. «Основными формами стратегического планирования занятости населения в Российской Федерации являются: разработка прогнозов состояния рынка труда, федеральных целевых программ содействия занятости населения, комплексных программ создания и сохранения рабочих мест, составление генеральных схем их развития».
Стратегическое планирование развития отраслей социальной сферы.
Стоимостная оценка объемов услуг, предоставляемых населению в качестве государственных минимальных социальных стандартов, соответствует стоимости затрат на содержание учреждений социальной сферы, оказывающих бесплатные или льготные услуги населению за счет бюджетов различных уровней и государственных внебюджетных социальных фондов. В состав системы государственных минимальных стандартов включаются минимальные стандарты в области образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания населения и жилищно-коммунального хозяйства.
Стратегическое планирование отраслей социальной сферы определяет ее развитие, так как определяет качество жизни, к интегральным показателям которого относятся: индекс развития человеческого потенциала, индекс интеллектуального потенциала общества, человеческий капитал на душу населения, коэффициент жизнеспособности населения.
Индекс интеллектуального потенциала общества отражает уровни образования населения и состояния науки в стране. За период рыночных реформ этот индекс снизился с 0,71 - в 1980 г. до 0,38 в 2005 г.
Индикатором качества жизни является человеческий капитал на душу населения, отражающий уровень затрат государства и граждан на отрасли социальной сферы в расчете на душу населения. Чем выше уровень экономического развития, тем больше уровень человеческого капитала.
Коэффициент жизнеспособности населения характеризует возможность сохранения генофонда, интеллектуального развития населения в условиях проведения конкретной социально-экономической политики.
2. Аналитическая часть
Закрытое Акционерное Общество «Дюртюлинский комбинат молочных продуктов».
Местонахождение общества и юридический адрес:
452308, Республика Башкортостан, Дюртюлинский район, с.Иванаево, ул. Промзона, тел. 2-29-31
Уставной капитал общества составляет 24508 тыс.руб.
Основными видами деятельности общества является:
1.Переработка молока, выпуск и реализация молочной продукции.
2.Посредническая, торгово-закупочная деятельность, организация перевозок грузов, фирменных магазинов и прочая розничная торговля вне магазинов.
Объем выпуска продукции, ассортимент.
За отчетный период закуп молока значительно увеличился, что нашло отражение на финансовом состоянии предприятия: индекс физического объема за 2007 год составляет 159%. Выработано товарной продукции и оказано услуг на сумму 374044 тыс.руб.
Производство основных видов продукции
Наименование продукции Ед.изм. 2006 г. 2007 г. %
Масло животное Тн 604 1377 228
Сыр адыгейский Тн 20,4 21 103
Цельномолочная продукция Тн 6390 3629 57
Нежирная молочная продукция Тн 527 253 48
СОМ Тн 1050,6 2583 246
ЗЦМ тн 25 31 124
Нежирный творог Тн 71,5 75 105
Как видно из таблицы выработка основных видов продукции – СОМа на 146% и масла на 128% увеличилась в связи с увеличением закупа молока. Выработка цельномолочной продукции по сравнению с 2006 годом уменьшилась.
Численность работников списочного состава на 01.01.2008 года составляет 260 человек. Среднесписочная численность работников предприятия составила 259 человек, т.е. на 5 человек меньше по сравнению с этим периодом прошлого года. Работниками предприятия фактически отработано 384 тыс. чел/ часов.
С начало года фонд оплаты труда персоналу предприятия составил 20454 тыс.руб.
Размер месячной тарифной ставки 1 разряда установлен 1898 руб. В связи с увеличением закупа молока и объема выпуска продукции зарплата возросла.
Затраты на рубль товарной продукции в ценах, действующих в отчетном году уменьшились против этого периода предыдущего года.
Выручка от продажи за 2007 год – 374044 тыс.руб., что составляет 226 % к прошлому году. Себестоимость проданных товаров и услуг – 365197 тыс.руб., что составляет 228 % к прошлому году. За год предприятие получило прибыль от реализации в сумме 8847 тыс.руб.
Коммерческие расходы составили 4480 тыс.руб.
Прочие расходы составили 14937 тыс.руб.
Прочие доходы за 2007 год составили 11438 тыс.руб.
Уплачено процентов за кредит 4096 тыс.руб.
Важнейшей частью успешной работы предприятия является стабиль работающая сбытовая сеть.
В целях повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности используется рыночные механизмы для функционирования предприятия: изучение емкости, динамики и конъюктуры рынка в Республике и за ее пределами. В частности составлены договоры с покупателями из г. Москва, Челябинск, Пермь. Хорошее качество сырья, наличие технологического оборудования, позволяют комбинату вырабатывать ассортимент продукции отвечающей высоким требованиям. Пользуются спросом традиционные молочные продукты гарантированного качества: пастеризованное молоко, кефир, сметана, творог, масло, сыр адыгейский. Все они вырабатываются по классической технологии, имеют отличные вкусовые и качественные показатели. Продукция отгружается в розничную сеть, больницы и детские учреждения г.Уфы. внутри района ежедневно реализуется молочная продукция также бюджетным учреждениям и др. торгующим предприятиям. СОМ и масло крестьянское нашли свое достойное место и за пределами Республики.
Миссия предприятия.
Постоянно вести работу по взаимовыгодному сотрудничеству с поставщиками сырья и по расширению сырьевой зоны - довести сбор молока от населения до 40% от объема закупаемого молока.
Для удовлетворения спроса всех категорий населения работать над расширением ассортимента и повышением качества выпускаемой продукции.
С целью снижения издержек производства завершить переход на внутренний хозрасчет во всех подразделениях (цельномолочном цехе, цехе сушки, котельном участке, компрессорном цехе).
Установить во всех подразделениях предприятия приборы учета электрической энергии, пара, воды, доведение лимита до каждого цеха.
Совершенствовать снабженческо-сбытовую политику.
Рационально использовать производственные мощности: для обеспечения бесперебойной работы работников комбината в несезонный период создать альтернативное производство: установить линии по производству макаронных изделий и мини-пекарни, создать бригаду по ремонту доильных агрегатов в молочно-товарных фермах.
Планирование социального развития трудовых коллективов составляет третий уровень социального планирования. Различные виды производственных коллективов предполагают при планировании их развития различные методики. Опыт социального планирования говорит о том, что на уровне предприятия эффективнее всего применение планов, что основываются на принципах:
Принцип 1. Способности и возможности каждого работника, влияющие на развитие производства и самосовершенствования должны учитываться в первую очередь.
Принцип 2. Эффективность социального планирования напрямую зависит от условий, созданных на предприятии или в организации для работников, отдельных преимущественных сторон, которые они могут получить при распределение материальных и нематериальных благ. Следует объединить все ресурсы и усилия, предпринимаемые государством для улучшения уровня жизни работников и ресурсов, которыми обладает отдельный регион. Не менее важным фактором реализации этого принципа является совершенствование материального и морального стимулирования. В последние годы высказано много предложений и проведен ряд экспериментов по усилению заинтересованности людей в конечных результатах труда.
Принцип 3. Процессы взаимодействия человека с производственной организацией, городом или районом (а следовательно, и со всем обществом) не должны протекать спонтанно, случайно, стихийно, а должны быть выражением сознательной деятельности.
Выработке данных принципов и проведению социального планирования на предприятии помогает система трудового права Российской Федерации. Формирование трудового законодательства также принадлежит к первостепенным функциям законодательных органов власти.
?
Заключение
Составной частью системы рыночного хозяйства является проблема прогнозирования и планирования развития социальной сферы. Однако надо отметить, что данная проблема является недостаточно разработанной. Одни исследователи считают, что по отношению к деятельности социальной сферы не применимо планирование, поскольку конечные итоги ее функционирования достаточно трудно поддаются точному количественному выражению. Другие утверждают, что, несмотря на сложность прогнозирования развития социальной сферы, - это объективная реальность, которая должна изучаться и оцениваться. Представляется правомерной вторая точка зрения.
Эффективность социальной сферы на макроуровне может быть оценена лишь косвенно через воздействие на рост основных макроэкономических показателей. При этом следует учитывать, что эффект от деятельности организаций социальной сферы проявляется не сразу, а на протяжении ряда экономических циклов и отражается на экономических показателях последующих лет.
Трансформация общества в сфере экономической, культурной, социальной породила массу проблем, поставила многоплановые задачи. Деятельность по развитию социальной сферы в стране недостаточно освещается и пропагандируется. Опыт подобной работы распространяется слабо. Разработка программ, ход их выполнения, контроль за их реализацией могут быть востребованы как пример всеми регионами страны. Их реализация ведет и приводит к решению задач, которые ставит перед собой Российская Федерация, как социальное государство.
ЗАО «Дюртюлинский комбинат молочных продуктов» чувствует себя уверенно на рынке молочных продуктов. Работает прибыльно. Устойчивое развитие предприятия обусловлено стратегическим планировованием.
Список использованной литературы
1. Баринов В.А., Харченко В.Л. Стратегический менеджмент: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2006.
2. Веснин В.Р. Стратегическое управление: Учебник. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.
3. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник для вузов. – М.: Гардарика, 2000.
4. Захаров В. И., Удалов Ф. П.. Контуры социальной политики России: "ЭКО - 2000", №10.
5. Зуб А. Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика: Учебное пособие для вузов. — M.: Аспект Пресс, 2002
6. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 2002.
7. Стратегическое планирование: Учебное пособие / Под ред. проф. А.Н. Петрова. СПб.: Знание, ГУЭФ, 2003.