Вем помогу!

От диплома до контрольной

Скачать

Содержание

 

Введение.....................................................................................3

1.Сущность, значение и виды планирования.....................................4

2. Принципы планирования в условиях рыночной экономики..............7

3. План развития производства.....................................................8

Заключение.............................................................................11

Литература.............................................................................12

ВВЕДЕНИЕ

 

Рынок и план представляют собой взаимодополняющие, а не взаимоисключающие компоненты хозяйственного механизма. Современный рынок и рыночные отношения не могут находится вне сферы какого-либо управления. Непонимание этой аксиомы обернулось для многих российских предприятий банкротством. Это произошло потому, что механизм управления (независимо от объекта) складывается из следующих элементов: планирование, организация выполнения плана, контроль и оперативное регулирование выполнения плана. В современных условиях организовать производство и реализацию продукции другим способом невозможно.

Продавцы и покупатели в качестве субъектов рынка могут согласовать свои интересы и работу только с помощью долгосрочных и текущих планов.

Планирование — это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора це­лей организации и путей их достижения. Пла­нирование обеспечивает основу для всех управленческих ре­шений, функции организации, мотивации и контроля ориен­тированы на выработку стратегических планов. Процесс планирования обес­печивает основу для управления членами организации.

Планирование представляет собой на­бор действий и решений, предпринятых руководством, кото­рые ведут к разработке специфических стратегий, предназна­ченных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей. Процесс планирования является ин­струментом, помогающим в принятии управленческих реше­ний. Его задача обеспечить нововведения и изменения в ор­ганизации в достаточной степени.

 

1. Сущность, значение и виды планирования

В современной быстроменяющейся экономической ситуации невозмож­но добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствия деятельности.

Планирование - одна из важнейших предпосылок оптимального уп­равления производством. С помощью планирования определяется цель развития предприятия, методы, способы и средства ее достижения, план действий на ближайшую и отдаленную перспективу. Роль планирования возрастает в рыночной экономике, где требуется долгосрочное проте­зирование ситуации.

В период централизованной экономики планирование служило центральным звеном управления на всех уровнях от отдельною предприя­тия до народного хозяйства в целом.

В условиях перехода к рыночной экономике резко снизилось каче­ство плановой деятельности. Это связано с рядом факторов, прежде все­го, с отказом от централизованного руководства плановой работой на разных уровнях, а также резким ухудшением экономического положе­ния большинства предприятий. Приватизация государственных предпри­ятий привела к резкой смене экономических условий существования, со­здала проблемы для их выживания и развития.

Предприятия стали ограничиваться текущим планированием, да и оно носит весьма формальный характер.

Вместе с тем отрасль, акционерное общество, предприятие не могут нормально функционировать без стратегических целей планирования целенаправленного развития в долговременной перспективе.

Опыт развитых стран свидетельствует о том. что в условиях рыноч­ной экономики с жесткой конкуренцией планирование производственно-хозяйственной деятельности предприятий является важнейшим условием их выживания и эффективности.

Планирование производства представляет собой непрерывный про­цесс разработки показателей, оценивающих производственно-хозяйствен­ную деятельность в текущем периоде, а также на перспективу и обеспе­чивающих выполнение этих показателей в определенные сроки.

Планирование - это, прежде всего, предвидение ситуации развития предприятия, основанное на установлении закономерностей и тенденций социально-экономического и научно-технического прогресса.

Планирование носит двоякий характер. С одной стороны, каждое предприятие должно вносить свой определенный вклад в достижение единой цели народного хозяйства удовлетворение потребностей насе­ления и тех или иных видах товаров и услуг. С другой стороны, каждое предприятие должно выполнять производственную программу и вести хозяйственную деятельность, чтобы обеспечивать работников предпри­ятия рабочими местами, возмещать им материальные, моральные, фи­зические и другие усилия путем выплаты зарплаты, а также осуществ­лять воспроизводственную деятельность.

В планировании используются следующие методы: научного прогнозирования; программно-целевой; экономико-математический; ба­лансовый; системный; экспертных оценок; социологического исследо­вания.

В практической деятельности применяются следующие виды плани­рования.

Стратегическое планирование.

Стратегическое планирование позволяет составлять план на 5 15 лет, формулировать главные цели и задачи предприятия на перспективу, раз­рабатывать общую стратегию их достижения.

Роль стратегического планирования в деятельности предприятия труд­но переоценить. Чтобы выжить и поддерживать уровень конкурентоспо­собности на рынке, предприятие должно просчитывать спрос на продук­цию, технически и технологически быть готовым выпускать новую про­дукцию. Конкретные цели должны быть поставлены перед каждым подразделением. В общем виде стратегию можно определить как систе­му управленческих и организационных решений, направленных на реа­лизацию задач предприятия и выполнение намеченной цели.

К обобщенным показателям успешно действующей стратегии можно отнести следующие:

увеличение или уменьшение доли рынка;

изменение рентабельности;

динамика объема чистой прибыли;

окупаемость капиталовложений;

сравнение темпов роста продаж продукции предприятия и расшире­ния рынка в целом.

Долговременное планирование.

Долговременное планирование - составная часть стратегическо­го планирования. Планы разрабатываются на несколько лет и наце­лены на решение отдельных самостоятельных проблем стратегии пред­приятия.

Текущее планирование.

Текущее планирование (планы составляют на текущий финансовый год представляет собой этап реализации стратегии предприятия, в кото­ром увязывают все направления его деятельности и работу всех функ­циональных подразделений. Этот вид планирования охватывает сбыт, производство, снабжение, использование персонала и финансовые итоги. План имеет детальный характер и разрабатывается но функциональ­ным подразделениям. Для реализации конкретных плановых задач пре­дусматривается выделять определенные ресурсы. В годовом финансовом плане планируются денежные потоки, прибыли и убытки, определяется состояние баланса предприятия.

Оперативно-производственное планирование.

Оперативно-производственное планирование детальные планы, направленные на решение конкретных вопросов деятельности предприятия в короткие сроки. Они имеют узкую направленность, высокую степень детализации и характеризуются большим разнообразием используемых приемов и методов. Цель оперативно-производственного планирования обеспечить выполнение предприятием годового плана и создать условия для равномерной ритмичной работы. Оперативно-производственное планирование подразделяется на календарное планирование и диспетчирование.

На основе календарного планирования разрабатывают производственные задания по выработке продукции на месяц, декаду, сутки, час для каждого рабочего места, производственного участка, цеха. При помощи диспетчирования осуществляют текущее руководство процес­сом производства, проводят оперативный контроль за выполнением гра­фиков выработки продукции, выявляют «узкие места», возникающие на отдельных участках производства, и принимают меры для их устра­нения.

Наряду с этим, в планировании используются следующие его виды. Бизнес-планирование план создания нового предприятия, выхода на рынок и обеспечения прибыльности хозяйственной деятельности.

Инвестиционное проектирование - планы капитальных вложений долговременного характера, направляемых на создание новых производ­ственных мощностей.

Технологическое планирование разработка норм но расходованию сырья, материалов, топлива, энергии, допустимых потерь и отходов, со­ставление рецептур, карт технологического процесса и проведение конт­роля за выполнением. Оно направлено на снижение потерь, возвратных отходов, брака.

2. Принципы планирования в условиях рыночной экономики

В рыночных условиях для планирования деятельности предприятия используются следующие основные Принципы:

государственною регулирования, когда планирование должно учи­тывать специфические потребности общества, отраженные в государ­ственном заказе:

соответствия объемов производства спросу потребителей (произво­диться должно только то, что пользуется спросом покупателей);

систематического изучения спроса потребителей на продукцию;

мобильности планы производства должны быстро реагировать на изменения спроса и корректироваться в соответствии с ними;

конкурентоспособности - планирование должно предусматривать выпуск продукции, соответствующей ГОСТам, техническим условиям, стандартам мирового уровня, и ассортимента, пользующейся повышен­ным спросом потребителей;

самостоятельности планирование должно осуществляться каждым предприятием исходя из наличия производственных мощностей, матери­ально-технических ресурсов, государственного заказа и уровня обеспе­чения работников материальными благами:

непрерывности предприятие должно систематически принимать ре­шения по всем аспектам разработки и управления производством и обес­печивать непрерывность производства:

взаимоувязки производственных возможностей и материально-техни­ческих ресурсов, когда планирование предусматривает приведение объе­мов производства в соответствие с имеющимися материально-техничес­кими ресурсами;

обязательности сбыта продукции - при планировании должен учиты­ваться выпуск той продукции, которая в установленные сроки будет реа­лизована;

комплексного использования сырья - планирование предусматрива­ет безотходную углубленную переработку сырья.

Названные принципы не считаются исчерпывающими и несомненны­ми. Они могут дифференцироваться и интегрироваться, но тем не менее являются основными при организации производства.

3. План развития предприятия

Годовой план, разрабатываемый на предприятиях, называется пла­ном развития предприятия. Он состоит из следующих основных разде­лов: план производства и реализации продукции; план маркетинга (вклю­чает план материально-технического обеспечения); план технического развития; план повышения экономической эффективности производства; план капитальных вложений и капитального строительства; план по тру­ду и его стимулированию; план по издержкам производства; финансо­вый план; план социального развития; план мероприятий по охране при­роды и рациональному использованию природных ресурсов.

План производства и реализации продукции ведущий раздел плана развития предприятия. От количества и ассортимента выпускаемой про­дукции зависят все основные показатели работы предприятия. На основе производственной программы планируется количество и стоимость сы­рья, материалов, топлива и электроэнергии, потребляемых на технологи­ческие цели. рассчитываются численность работников промышленно-производственного персонала, фонд оплаты труда, себестоимость про­дукции. От объема реализации произведенной продукции зависит величина прибыли, получаемой предприятием.

Показатели плана производства и реализации продукции - темпы роста производства товарной продукции, производство важнейших видов продукции в натуральном выражении, включая показатель ее качества.

Исходные данные для составления плана производства и реализации продукции:

результаты изучения спроса потребителя на продукцию;

договоры с поставщиками сырьевых и материальных ресурсов и по­купателями;

данные о сырьевых ресурсах с учетом их качества;

наличие производственных мощностей с учетом их ввода и выбытия;

утвержденные нормы и нормативы;

режим работы предприятия;

мероприятия по повышению эффективности производства;

обеспечение трудовыми ресурсами;

определение остатков готовой продукции на складе и реализованной, но неоплаченной на начало и конец планируемого года;

цены на материально-технические ресурсы и готовую продукцию.

Неотъемлемой частью плана производства и реализации продукции в натуральном выражении служит задание по дальнейшему повышению качества продукции, отвечающему по своим показателям высшим дос­тижениям отечественной и зарубежной практики на всех стадиях ее изго­товления.

В планах выпуска продукции предусматривается снятие с производства продукции, не пользующейся спросом, переход на новые виды изделий.

Стоимостными показателями производственной программы считают­ся товарная продукция, реализуемая продукция, объем продаж.

Объем товарной продукции в плане включает стоимость готовой продукции, предназначенной для реализации на сторону, направляемой в капитальное строительство и непромышленным хозяйствам своего пред­приятия. полуфабрикатов своей выработки, а также продукции вспомо­гательных производств, предназначенных к реализации на сторону; сто­имость тары, которая должна быть изготовлена данным предприятием для его собственных нужд; стоимость услуг и работ промышленного ха­рактера, которые должны быть выполнены по заказам со стороны.

Реализованной считается оплаченная заказчиком продукция, деньги и которую поступили на расчетный счет предприятия-поставщика.

Показатель реализованной продукции используется для оценки вы­полнения обязательств но поставкам продукции в ассортименте но зак­люченным договорам и для расчета прибыли от ее реализации.

Одним из оценочных показателей, характеризующих деятельность предприятий, служит оборот (товарооборот) или объем продаж. Он опре­деляет стоимость товаров и услуг, реализованных потребителям. Для оперативного бухгалтерского учета, нужд текущего планирования этот показатель определяется в текущих ценах. Для определения динамики изменения объема продаж, в целях игнорирования инфляционных про­цессов, он измеряется в неизменных ценах.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Динамичный процесс планирования является тем зонтиком, под которым укрываются все управленческие функции. Не используя планирования, организации в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели или направления корпоративного предприятия. Процесс планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача — обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени и обеспечить основу для управления членами организации.

Некоторые организации могут достичь определенного уровня успеха, не затрачивая большого труда на формальное планирование. Организация, создающая планы, может потерпеть неудачу из-за ошибок в организации, мотивации и контроле. Тем не менее, формальное планирование может создать ряд важных и часто существенных благоприятных факторов для организации.

Оперативный план должен разрабатываться с учетом текущих изменений на рынке. Регулярность и последовательность в разработке оперативного плана организации — ключ к стабильному функционированию организации.

Стратегический план должен разрабатываться скорее с точки зрения перспективы всей организации, а не конкретного индивида. Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Чтобы эффективно конкурировать в сегодняшнем мире бизнеса, фирма должна постоянно заниматься сбором огромного количества информации об отрасли, рынке, конкуренции и других факторах. Этот план открывает перспективу для организации, которая направляет ее сотрудников, привлекает новых работников и помогает продавать изделия или услуги. Наконец, стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы не только оставаться целостными в течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибкими, чтобы при необходимости можно быть осуществить их модификацию и переориентацию.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Экономика предприятия (фирмы). Под ред. О.И.Волкова, О.В.Девяткина. – М.: ИНФРА-М, 2003
  2. Любанова Т.П., Мясоедова Л.В., Олейникова Ю.А. Стратегическое планирование на предприятии. – Ростов-на-Дону.: Март, 2005 г.
  3. Берд Г.В. Бизнес-план. – М.: Гранд, 2006 г.
  4. Бизнес-план, справочное руководство. Под ред. И.М.Степнова. – М.: Лаборатория базовых решений, 2001 г.
  5. Бизнес-планирование. Под ред. д.э.н. В.М.Попова, С.И.Ляпунова. – М.: Финансы и статистика, 2001 г.

Поиск

Программы в помощь


Copyright © 2021. All Rights Reserved.

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru