Вем помогу!

От диплома до контрольной

Скачать

Развитие экономики России и денежно-кредитная политика в 2008 году
1. Инфляция и экономический рост
В первой половине 2008 года экономика России продолжала развиваться высокими темпами. В I квартале объем ВВП увеличился на 8,5%, а в целом за год, по оценке Минэкономразвития России, ВВП увеличится на 7,8%. Наибольший вклад в прирост производства внесло увеличение выпуска в отраслях, ориентированных преимущественно на отечественного потребителя : оптовая и розничная торговля, обрабатывающие производства ; существенно увеличился вклад строительной деятельности.
Высокий рост производства, а также рост расходов федерального бюджета способствовали увеличению заработной платы работникам. Повышение заработной платы и социальных гарантий обусловило дальнейшее увеличение денежных доходов населения, что в свою очередь сказалось на росте потребительских расходов. В январе-июне 2008 года по сравнению с соответствующим периодом 2007 года расходы населения на покупку товаров и оплату услуг в реальном выражении увеличились, по оценке, на 12,1%.
Стабильная макроэкономическая ситуация и расширение спроса на выпускаемую продукцию формировали условия для активной инвестиционной деятельности. В январе-июне 2008 года по сравнению с соответствующим периодом 2007 года инвестиции в основной капитал возросли на 16,9%. По итогам года, по оценке Минэкономразвития России, инвестиции в основной капитал увеличатся на 16,5%.
Внутренний спрос рос быстрее, чем увеличивалось производство товаров и услуг, что поддерживало сохранение высоких темпов роста импорта. Возможности повышения степени использования факторов отече-ственного производства все более исчерпывались : уровень загрузки производственных мощностей оставался высоким, продолжала расти численность занятого населения. Под влиянием высокого роста спроса уже в 2007 году формировались риски ускорения инфляции, которые были усилены значительным повышением мировых цен на продовольственные товары.
В январе-июле 2008 года тенденция к ускорению роста потребительских цен, сложившаяся во второй половине 2007 года, сохранилась. В июле 2008 года по отношению к декабрю предыдущего года инфляция на потребительском рынке составила 9,3% (в аналогичный период 2007 года - 6,6% ), базовая инфляция - 7,6% (3,9% ). В годовом выражении в июле потребительские цены повысились на 14,7%, а товары и услуги, учи-тываемые при расчете базового индекса потребительских цен, стали дороже, по оценке, на 15,0%.
Среди потребительских товаров особенно высокими темпами росли цены на продукты питания. За январь-июль 2008 года темп удорожания продовольственных товаров в 1,2 раза превысил общий темп прироста цен на потребительском рынке. Однако ускоренный рост цен был характерным не только для продуктов питания, отличающихся высокой волатильностью ценовой динамики, но и для других групп товаров и услуг. Заметно возросли темпы прироста цен на товары непродовольственной группы ( до 5,2% по сравнению с 2,6% в сопоставимый период 2007 года ). Платные услуги населению за семь месяцев стали дороже на 11,9%, что на 1,4 процентного пункта выше аналогичного показателя 2007 года.
Таким образом, рост цен ускорился практически на все основные виды товаров и услуг, что свидетельствует о действии фундаментальных причин повышения инфляции. В краткосрочный период сдерживание роста цен исключительно мерами Банка России, учитывая лаги воздействия на экономи-ку инструментов денежно-кредитной политики, ограничено. В сложившихся условиях целевой ориентир по инфляции, установленный в " Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2008 год " (6 7% ), будет превышен и, по оценкам Банка России, инфляция составит около 11%.
3. Валютный курс
В 2008 году курсовая политика Банка России проводилась с учетом необходимости сдерживания инфляционных процессов и предотвращения неоправданно резких колебаний в динамике обменного курса рубля. При этом реализация режима управляемого плавающего валютного курса позволяла смягчить влияние внешнеэкономической конъюнктуры на состояние российской финансовой системы в условиях сохраняющейся нестабильности на мировых финансовых рынках.
Состояние внутреннего валютного рынка в первом полугодии 2008 года определялось динамикой потоков средств от внешнеторговых операций и операций с капиталом. В условиях благоприятной ценовой конъюнктуры на мировых рынках энергоносителей наблюдался устойчивый приток валютной выручки от экспорта. Однако в I квартале 2008 года увеличившееся предложение валюты на внутреннем рынке было в определенной степени компенсировано чистым оттоком частного капитала, что определило су-щественное снижение объема валютных интервенций Банка России и повышение волатильности рыночной стоимости бивалютной корзины.
Вместе с тем в апреле 2008 года возобновление чистого притока частного капитала обусловило усиление тенденции к укреплению рубля и, соответственно, активизацию операций Банка России на внутреннем валютном рынке.
Совокупный объем нетто-покупки Банком России иностранной валюты на внутреннем валютном рынке в январе-июне 2008 года составил 72,5 млрд. долларов США, что на 24,6% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
В целях совершенствования механизма реализации денежно-кредитной политики и формирования условий для введения режима таргетирования инфляции Банк России с 14 мая 2008 года приступил к осуществлению операций по плановой покупке иностранной валюты на внутреннем рынке.
Плановые покупки иностранной валюты проводятся Банком России в дополнение к интервенциям на внутреннем валютном рынке, направленным на ограничение внутридневных колебаний стоимости бивалютной корзины, и призваны нивелировать систематический дисбаланс спроса и предложения иностранной валюты на внутреннем рынке, обусловленный сложившимися тенденциями в динамике потоков от внешнеэкономической деятельности, действующим порядком исполнения федерального бюджета и пополнения Резервного фонда и Фонда национального  благосостояния. В то же время Банк России устанавливает текущие объемы и порядок проведения плановых интервенций, принимая во внимание складывающиеся условия на внутреннем валютном и денежном рынках.
4. Реализация денежно-кредитной политики
В "Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2008 год" в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации предусматривался рост потребительских цен на 6 7%. Поставленной цели по общему уровню инфляции соответствовала базовая инфляция 5 6%. Темпы экономического роста предполагались в интервале 5,4 6,7% в зависимости от вариантов прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.
В 2008 году Банк России при реализации денежно-кредитной политики учитывал влияние совокупности макроэкономических факторов на динамику спроса на деньги и денежного предложения.
Несмотря на высокие прогнозируемые показатели экономической активности в 2008 году (темпы прироста ВВП предполагаются на уровне 7,8% ), темпы прироста спроса на деньги по агрегату М2 (примерно 32% ) могут быть меньше, чем в предыдущем году, вследствие действия факторов, сдерживающих снижение скорости обращения денег.
Замедлившиеся в предыдущие годы темпы инфляции способствовали процессу накопления населением финансовых активов в национальной валюте. Ускорившийся со второй половины 2007 года рост цен снижает привлекательность рублевых сбережений, в первую очередь в виде банковских вкладов. При этом стал возрастать спрос на иностранную валюту.
В предыдущие годы рост цен на нефинансовые активы (например, на рынке жилья) существенно опережал рост потребительских цен, что обусловливало дополнительную трансакционную потребность экономики в денежной массе и отражалось на снижении скорости обращения денег. Од-нако замедление темпов роста цен на активы, начавшееся в 2007 году, а вместе с ним и менее интенсивное снижение скорости обращения денег будут оказывать сдерживающее влияние на прирост спроса на деньги в 2008 году.
На динамику денежного предложения в 2008 году оказывают влияние как внешние, так и внутренние факторы. К важнейшим из них относятся продолжающееся повышение мировых цен на энергоносители, ряд продо-вольственных и сырьевых товаров; сохранение нестабильности на международных финансовых рынках, определяющей интенсивность и направления потоков капитала.
По сравнению с первым полугодием 2007 года темп прироста денежного агрегата М2 за январь-июнь 2008 года снизился почти в 3 раза - с 20,7 до 7,3%, а годовой темп его прироста ( на 1 июля по отношению к той же дате предыдущего года ) - с 53,1 до 31,2%.
Однако, несмотря на снижение со второго полугодия 2007 года темпов роста денежной массы, фактический рост денежного предложения на протяжении последних полутора лет превышал рост спроса на деньги, поддерживая повышение внутреннего спроса в экономике. Это сказалось на высоких темпах инфляции в 2007 году и в первой половине 2008 года.
Важным источником формирования денежной массы в январе-июне 2008 года явилось увеличение чистых иностранных активов органов денежно-кредитного регулирования на 13,6%, однако основным источником ее роста был прирост требований к нефинансовым организациям и населению со стороны кредитных организаций на 18,1%. Их абсолютный прирост превысил увеличение средств в национальной и иностранной валюте, привлеченных банками от населения и нефинансовых организаций. Дополнительные средства для кредитования ( несмотря на ограничения, связанные с международным финансовым кризисом ) банки продолжали привлекать на внешних рынках : по предварительной оценке, иностранные пассивы кредитных организаций за тот же период увеличились на 12,9%.
Удорожание стоимости рублевых заимствований в определенной степени отразилось на динамике кредитов различным категориям заемщиков. Темп прироста кредитов нефинансовым организациям за первое полугодие 2008 года составил 19,4% (за первое полугодие 2007 года - 19,7%). Продол-жилось снижение темпов прироста кредитов физическим лицам: за первое полугодие 2008 года - 20,1% (за аналогичный период 2007 года - 24,2%). Это привело к сокращению во II квартале 2008 года годовых темпов прироста общей величины кредитов, ускорение которых продолжалось в течение более чем двух лет.
Вышеуказанные факторы привели к усилению колебаний уровня банковской ликвидности. В целом за январь-июнь 2008 года совокупные резервы кредитных организаций3 сократились на 6,3% ( за тот же период 2007 года их увеличение составило 57,9% ). Самым низким уровень ликвидности был в отдельные периоды марта-мая, когда отношение совокупных резервов к депозитам, включаемым в состав денежной массы М2, достигало 12,8 13,9% по сравнению с 18,9% на 1.01.2008. К концу июня - началу июля данное отношение увеличилось до 16,1 17,2%.
Несмотря на то, что динамика ряда макроэкономических и денежно-кредитных показателей замедлилась по сравнению с 2007 годом, возможность того, что их годовые темпы роста окажутся более высокими, чем предполагалось в " Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2008 год " , дает основания для уточнения основных параметров денежной программы на 2008 год.
В сложившихся условиях Банк России проводил денежно-кредитную политику с учетом необходимости снижения инфляции, превысившей целевое значение, и поддержания уровня ликвидности банковского сектора, достаточного для обеспечения его устойчивого функционирования и развития.
Для сдерживания роста денежного предложения и снижения инфляционных ожиданий Банк России в период с января по июль 2008 года четыре раза повышал процентные ставки по своим операциям. Кроме того, Банк России принял ряд решений по повышению обязательных резервных требований, депонируемых кредитными организациями на счетах в Банке России.
Начиная с 15 января 2008 года нормативы обязательных резервов применялись в размере, действовавшем до их временного снижения с 11.10.2007: по обязательствам перед банками-нерезидентами - 4,5%; по обязательствам перед физическими лицами в валюте Российской Федерации - 4%; по иным обязательствам - 4,5%. Банком России в 2008 году трижды осуществлено повышение нормативов обязательных резервов, которые с 1 сентября составят: по обязательствам перед банками нерезидентами - 8,5%; по обязательствам перед физическими лицами в валюте Российской Федерации - 5,5%; по иным обязательствам - 6%. Коэффициент усреднения для расчета усредненной величины обязательных резервов для кредитных организаций, не являющихся расчетными небанковскими кредитными организациями и РЦ ОРЦБ4, увеличится до 0,55.
Изменение условий внешних заимствований российских банков на фоне сохраняющейся нестабильности на мировых финансовых рынках повышает заинтересованность банков в использовании инструментов ре-финансирования Банка России.
Банком России совместно с Федеральным казначейством Российской Федерации и Минфином России с апреля 2008 года реализован механизм размещения временно свободных средств федерального бюджета на депозиты коммерческих банков, посредством которого за апрель-июнь банковскому сектору было предоставлено 116,1 млрд. рублей.
В периоды высокого уровня банковской ликвидности Банк России проводил депозитные операции по стерилизации временно свободных средств банков. Общий объем привлеченных Банком России депозитов за январь-июнь 2008 года снизился по сравнению с соответствующим периодом преды-дущего года более чем в 4 раза и составил 7,5 трлн. рублей. Средневзвешенная процентная ставка по депозитным операциям за январь-июнь 2008 года составила 3,44% годовых, в том числе по депозитным операциям, проводимым на аукционной основе (4 недели и 3 месяца ), - 4,21% годовых.
В 2008 году Банк России продолжил использование операций с собственными облигациями, а также с государственными ценными бумагами в качестве дополнительного инструмента регулирования ликвидности.
Операции Банка России с собственными облигациями служат инструментом воздействия на ставки денежного рынка на срок 3 6 месяцев. Однако рынок ОБР характеризуется низкой ликвидностью и высокой кон-центрацией выпусков в портфелях небольшого круга участников. На состоявшихся в январе-июне 2008 года аукционах по размещению ОБР кредитные организации приобрели облигаций на сумму 50,7 млрд. рублей, а на вторичном рынке - 2,1 млрд. рублей. Средневзвешенные ставки на аукционах по размещению ОБР в рассматриваемый период составляли от 4,73 до 5,53% годовых.
Прогноз
В "Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов " отражаются главные задачи, стоящие перед Банком России в указанный период в со-ответствии с проводимой Правительством Российской Федерации экономической политикой, и определяются меры денежно-кредитной политики, ведущие к достижению поставленных целей. Временной горизонт совпадает с горизонтом планирования федерального бюджета.
Установление целевых ориентиров прироста потребительских цен в рамках трехлетнего скользящего периода, превышающего продолжительность основных лагов в действии трансмиссионного механизма денежной политики, позволяет учитывать влияние динамики денежного предложения и решений о корректировке его годовой траектории на инфляцию за пределами одного календарного года. Кроме того, объявление среднесрочной стратегии денежно-кредитной политики способствует стабилизации инфляционных ожиданий экономических агентов, в том числе в условиях непредвиденных изменений внешне- и внутриэкономических факторов конъюнктурного характера.
Банк России и Правительство Российской Федерации в вариантах развития российской экономики в 2009 году и в период 2010 и 2011 годов исходят из единых оценок внешних и внутренних условий ее функцио-нирования. В предстоящие три года основной задачей денежно-кредитной политики является последовательное снижение инфляции до 5 6,8% в 2011 году ( из расчета декабрь к декабрю ).
Банк России намерен в указанный период в основном завершить переход к режиму таргетирования инфляции, предполагающему приоритет цели по снижению инфляции. Однако в ближайшее время денежно-кредитная политика во многом будет сохранять черты, сформированные в последние годы : продолжится применение режима управляемого плавающего валютного курса рубля, использование денежной программы для контроля за соответствием денежно-кредитных показателей целевому уровню инфляции, использование бивалютной корзины в качестве операционного ориентира политики валютного курса. При этом решения по корректировке политики будут приниматься на основе учета широкого спектра экономических индикаторов.
Общемировая тенденция существенного роста цен на продукты питания и энергоносители, а также опережающий рост внутреннего спроса уже в 2007 году обусловили более высокую, чем предполагалось ранее, инфляцию в России. Поэтому Банком России были осуществлены действия по возвращению инфляции на траекторию снижения.
Ускорение инфляции, а также ожидаемые в предстоящий период внешние и внутренние макроэкономические условия подтверждают необходимость осуществления более гибкой курсовой политики и активного использования процентной политики.
Динамика денежных агрегатов будет оставаться важным индикатором для оценки монетарных условий и среднесрочного тренда инфляции.
Банк России продолжит движение к режиму свободно плавающего валютного курса, последовательно ослабляя жесткость привязки рубля к бивалютной корзине и допуская большую волатильность ее стоимости.
Режим свободно плавающего валютного курса необходим для введения таргетирования инфляции в полном объеме. При этом одновременно с сокращением участия Банка России в курсообразовании потребуется реализация комплекса мер по превращению процентной ставки Банка России в главный инструмент денежно-кредитной политики, влияющий на инфляционные ожидания экономических агентов и формирующий монетарные условия функционирования экономики.
При разработке денежно-кредитной политики на период 2009 2011 годов Банк России принимает во внимание возможные изменения мировых цен на основные товары российского экспорта, прежде всего на энер-гоносители. В случае снижения этих цен при продолжении увеличения импорта высокими темпами, поддерживаемого внутренним спросом, может произойти существенное сокращение положительного сальдо торгового баланса и даже образование его дефицита.
Поскольку в этом случае ослабнет действие одного из факторов, определяющих укрепление рубля, Банк России может сократить покупки валюты на внутреннем рынке, осуществляемые в целях сдерживания темпов укрепления национальной валюты. Решения о характере и объеме интервенций Банка России на внутреннем валютном рынке в основном будут обусловлены целями денежно-кредитной и бюджетной политики.
Ожидаемое сокращение валютных интервенций может существенно уменьшить роль чистых иностранных активов органов денежно-кредитного регулирования как основного источника роста денежного предложения. С целью обеспечения соответствия денежного предложения спросу на деньги Банк России продолжит активно использовать операции по рефинансированию банков. Это также будет способствовать повышению роли процентной политики Банка России в снижении инфляции.
Для обеспечения соответствия динамики инфляции целевой траектории Банк России будет использовать все имеющиеся в его распоряжении инструменты денежно-кредитной политики. На успешность проведения денежно-кредитной политики будут влиять в определенной степени как бюджетные механизмы аккумулирования дополнительных доходов от экспорта нефти и газа при высоких ценах мирового рынка энергоносителей, так и проведение консервативной бюджетной политики.
Процентная политика Банка России будет осуществляться исходя из состояния экономики и динамики инфляции. Важной задачей процентной политики будет постепенное сужение коридора процентных ставок по собственным операциям Банка России и снижение волатильности ставок денежного рынка. При этом все большее влияние на формирование процентных ставок денежного рынка будут оказывать ставки по рыночным инструментам рефинансирования банков, прежде всего по операциям прямого РЕПО.
В рамках системы управления ликвидностью банковского сектора Банк России продолжит улучшать условия доступа кредитных организаций к инструментам рефинансирования, что должно способствовать снижению трансакционных издержек и рыночных рисков. При дальнейшем развитии внутреннего финансового рынка, его инфраструктуры это будет способствовать более эффективному перераспределению денежных средств в экономике.
Решения по использованию инструментов предоставления и абсорбирования ликвидности будут приниматься в зависимости от динамики основных макроэкономических показателей и состояния финансового рынка. При необходимости Банк России может применять обязательные резервные требования в качестве прямого инструмента регулирования ликвидности банковского сектора.
Для перехода к режиму таргетирования инфляции в полном объеме Банк России будет участвовать в работе по созданию необходимых условий институционального характера, способствовать повышению глубины и ликвидности российского финансового рынка, добиваться роста эффективности своей процентной политики, совершенствовать управление ликвидностью банковского сектора, развивать систему анализа денежно-кредитной политики, макроэкономического моделирования и прогнозирования.
Особое значение Банк России придает формированию доверия общества к осуществляемой денежно-кредитной политике, повышению ее открытости и прозрачности, разъяснению общественности своих целей, задач и принятых мер.

Несколько дней назад правительство объявило о выделении банкам субординированных кредитов в размере 950 млрд руб. и сроком на пять лет. Однако на заседании правительственной комиссии по контролю за иностранными инвестициями Владимир Путин посчитал эту меру недостаточной и объявил о повышении срока до десяти лет.
Премьер-министр заявил: "950 млрд рублей будет выделено на субординированные кредиты сроком на 10 лет для повышения устойчивости банковской системы России". По его мнению, эта мера приведет к увеличению капитала банков и повышению уровня ликвидности.
500 млрд. руб. достанется Сбербанку, 200 млрд. - ВТБ и 25 млрд. - Россельхозбанку, другим банкам - до 255 млрд. руб.
Выступая на заседании, Путин также отметил, что ЦБ РФ получил разрешение правительства кредитовать коммерческие банки на срок до шести месяцев. Он подчеркнул, что часть рисков по межбанковскому кредитованию Центробанк возьмет на себя.
Глава правительства также сообщил, что Кабинет министров увеличит капитал Внешэкономбанка на 75 млрд рублей. Эти средства будут использованы как для покупки ценных бумаг, так и для страхования такого рода сделок. "Имеется в виду и возможность приобретения российских корпоративных облигаций", - добавил премьер-министр.
Это не последняя мера, направленная на поддержку стабильности финансовой системы России, о которой заявил на заседании Путин. Он сообщил также и о том, что до конца этого года правительство разместит бюджетные средства в размере до 175 млрд руб. в российские ценные бумаги.
По словам премьер-министра, участники рынка, депутаты Госдумы, а также представители профильных ведомств обратились к правительству с просьбой размещать средства не в иностранных ценных бумагах, а в российских. "Думаю, что такое требование является обоснованным", - сказал Путин. По его словам, эти средства будут размещены в российских ценных бумагах уже на следующей неделе, а оператором выступит Внешэкономбанк.
На встрече с журналистами Дмитрий Медведев прокомментировал принятие государством этих мер следующим образом: "Я считаю, что пока эти меры достаточно серьезны и просто значительны".

 

Поиск

Программы в помощь


Copyright © 2021. All Rights Reserved.

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru